90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Как кыргызстанцы зарабатывают на Играх кочевников

08.09.2016 09:12

Общество

Как кыргызстанцы зарабатывают на Играх кочевников

Всемирные Игры кочевников, проходящие на берегу Иссык-Куля — это не только спортивные состязания и развлечение для туристов и местных жителей, но и способ для некоторых кыргызстанцев получить дополнительный доход.

Вокруг нового ипподрома, построенного специально к Играм кочевников рядом с курортным городом Чолпон-Атой, чувствуется постоянное оживление местных предпринимателей. Если на сам город Игры наложили не слишком заметный отпечаток — стало лишь больше иностранцев и милиционеров, — то здесь почти на каждом шагу гостям предлагают пообедать или оценить очередной товар.

На территории ипподрома организован фуд-корт — в небольших белых шатрах гостей Игр кормят на разный лад: тут можно пообедать кыргызской, дунганской или китайской кухней, купить шоколад, напитки или мороженое.

Мурат Иманалиев в обычное время работает в кафе в поселке Бостери, расположенном неподалеку. На Игры хозяин заведения решил открыть маленький филиал здесь.

 «Клиентов у нас хватает, потому что желающих зайти на ипподром очень много. На нем помещается 10 тысяч человек, а если бы построили на 20, сюда бы пришло и 20. Поэтому продажи идут нормально», — говорит Иманалиев.

Урмат Майрамбек уулу продает на территории ипподрома мороженое «Бал Аяз» — в его ассортименте есть не только всем привычные сливочное, шоколадное или фруктовое, но и “этномороженое” со вкусами кымыза, курута или талкана.

Для того чтобы попасть сюда, «Бал Аяз» еще в апреле связались с Секретариатом Игр и правительством Кыргызстана — продуктом фирмы заинтересовались, потому что этномороженое неплохо подходит к теме кочевничества.

 «К нашему продукту очень большой интерес среди иностранцев. В Европе, например, продают мороженое со вкусом чеснока или чили — для них это уже привычно. А мороженое со вкусом кымыза, талкана или курута — новинка. Но выручка здесь особо не отличается от других мероприятий и фестивалей, на которых мы побывали», — рассказал Майрамбек уулу.

Прямо посреди фуд-корта раздаются звуки саксофона. Репертуар эклектичный — начиная с гимна Кыргызстана и классики и заканчивая ретро-хитами и песней «О, боже, какой мужчина!».

Музыкант Эркин Керимбаев обычно играет на фортепиано и саксофоне в ресторанах Бишкека, но во время Игр решил подзаработать рядом с ипподромом.

Иностранцы и местные жители время от времени останавливаются рядом с ним и с интересом слушают. Кто-то делает заказы и даже пританцовывает. В футляре от саксофона — несколько 20-сомовых купюр и пригоршня монет.

Сколько уличный музыкант может заработать на Играх кочевников, Керимбаев отвечать отказывается — ссылается на коммерческую тайну.

 «Люди бывают очень завистливые и недоброжелательные», — объясняет он.

В паре шагов от него учительница кыргызского языка из Бишкека Махабат Осмонбекова продает национальные калпаки и маленькие сувенирные юрты из искусственного войлока. Она говорит, что торгует на Играх кочевников уже второй раз — на первых соревнованиях в 2014 году она тоже продавала здесь калпаки.

 «За торговое место мы заплатили 10 тысяч сомов. А за день я зарабатываю 20-30 тысяч», — рассказывает Махабат.

По ее словам, деньги, заработанные за эту неделю, – большое подспорье для ее семьи, которая сейчас строит дом в Бишкеке и собирается вложить в него и привезенную с Иссык-Куля сумму.

В самом здании ипподрома идет торговля покрупнее — здесь для предпринимателей выделены специальные бутики. В одном из них, продающем национальную одежду, коврики и сувениры, настоящий аншлаг — зрители проходящих на ипподроме соревнований по кок-бору идут сюда вереницей, так что поговорить хотя бы пару минут с хозяйкой в первую четверть часа становится не самой простой задачей.

Жылдыз Сатарова занимается пошивом и продажей национальной одежды. Обычно она участвует в тематических выставках, где набирает заказы, но сейчас решила попытать счастья на Играх.

 «Так как моя продукция выполнена в этностиле, интерес к ней проявляют, в основном, сами кыргызстанцы и гости из Казахстана. Многие вещи мы изготавливаем из войлока или шелка — ими интересуются и иностранцы», — говорит Сатарова.

По ее словам, выручка во время соревнований примерно в два раза выше обычной.

Напротив ипподрома — за забором, который скрывает от ипподрома сельские дома, раскинулся другой, неофициальный фуд-корт. Местные жители быстро сориентировались в ситуации и специально к Играм кочевников открыли огромное количество небольших импровизированных кафе, которые теперь стоят здесь на каждом шагу.

Здесь подают, в основном, шашлык, ашлямфу, хошаны — все то, что туристы привыкли видеть в «обязательной программе» большинства иссык-кульских кафе.

Братья Алмаз и Акыл Балчаковы так же, как и большинство их соседей, специально открыли небольшое кафе к Играм кочевников, поставив три столика под навесом.

 «Обычно мы продаем в одном из пансионатов пирожки и ашлямфу, а сейчас работаем здесь. За день к нам заходит больше ста человек. В основном, это местные жители, но бывают и иностранцы — одни вообще ходят обедать к нам каждый день», — рассказывают Балчаковы.

На том месте, где сейчас стоит их временное кафе, они планируют построить дом — говорят, что их дневной доход во время Игр вырос «раз в пять». Многие другие держатели кафе этим похвастаться не могут — по их словам, доходы здесь увеличились незначительно.

В паре шагов от кафе Балчаковых между столбом и шестом с флагом Кыргызстана натянут большой баннер на английском языке, зазывающий туристов в «Кочевой юрточный хостел».

Его хозяин Санжар Сагымбеков, вооружившись топором, сам собирает кыргызские деревянные качели во дворе. По его словам, один подобный хостел у него уже есть — стоит на берегу озера в сотне километров отсюда. Для гостей Игр кочевников 20-летний Санжар, учащийся в Бишкеке на программиста-экономиста, специально привез сюда несколько юрт.

 «К сожалению, мы не успели дать рекламу, и гостей у нас пока нет, но мы надеемся, что к нам еще придут до конца Игр», — признается Сагымбеков.

Он говорит, что даже малая часть его расходов на транспорт, аренду земли и оплату налогов пока не оправдалась. Студент возлагает надежды на закрытие Игр, куда может приехать новая волна туристов.

Для чолпон-атинских кафе, расположенных вдоль трассы, Игры кочевников — возможность хотя бы немного отыграть не самый лучший сезон. По словам работников кафе, кризис и ремонт дороги, который продолжался здесь почти все лето, но так и не был доведен до конца, не лучшим образом сказались на количестве клиентов.

 «Сезон в этом году был не на высшем уровне. С началом Игр кочевников клиентов у нас стало больше раза в полтора, выручка, естественно, тоже выросла. Даже приходили сами участники — гимнасты», — говорит Марина Тапаева, администратор кафе «У рыбака», расположенного в самом центре города.

У местных предпринимателей есть еще несколько дней для того, чтобы получить относительно высокие доходы — по всей видимости, последние в этом году: купальный сезон явно сходит на нет, а прогноз погоды обещает дожди уже начиная с грядущей пятницы.

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

08.09.2016 09:12

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
Cвыше 360 тыс

жителей Киргизской ССР ушли на фронт во время Великой Отечественной войны

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30