Накануне, 6 сентября, на встрече с Владимиром Путиным в Самарканде, куда российский президент приехал почтить память Ислама Каримова, премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев выразил надежду на то, что для Узбекистана взаимоотношения с Россией будут союзническими: «Ислам Абдуганиевич [Каримов] говорил всегда, и мы это будем продолжать, что с Российской Федерацией у нас отношения совершенно стратегические. Сегодняшний ваш приезд в Узбекистан говорит о вашем личном отношении к нашему уважаемому Исламу Абдуганиевичу, о вашем отношении к узбекскому народу».
На самом деле отношения между Москвой и Ташкентом не были безоблачными, но справедливости ради стоит сказать, что с момента обретения независимости Узбекистану под руководством Каримова действительно пришлось пройти очень сложный путь, пишет "Вестник Кавказа".
«Руководитель Узбекистана не был закоперщиком распада Советского Союза, и Ташкент устами Каримова заявил о своем суверенитете через несколько дней после провала августовского путча в Москве, крах СССР был уже очевиден. К этому времени советскую Узбекскую республику сотрясали многочисленные конфликты. Это сложносоставное государство, на территории которого находились разные культурно-политические центры региона, которое достаточно искусственно скроено из различных регионов, насыщено проблемами клановыми, региональными, этническими, религиозными, хозяйственными проблемами», - говорит старший научный сотрудник сектора центрально-азиатских исследований Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Иван Ипполитов.
По его словам, «к моменту распада Союза республика находилась в глубоком кризисе, который проявился еще в конце 1980-х годов в связи с известными событиями в Ферганской долине, в Наманганской области в первую очередь, в ходе межнациональных столкновений на почве неприязни узбекского населения в частности турок-месхетинцев. Тогда порядка 17 тысяч человек пришлось срочно эвакуировать из Ферганской области, то есть масштаб событий был очень серьезный. И этот кризис был усугублен тяжелыми социальными потрясениями в соседней Киргизии, а особенно в Таджикистане, где до 1997 года шла тяжелейшая, кровопролитнейшая война. По южным рубежам Узбекистана продолжался непрекращающийся до сих пор кризис в Афганистане. В таких условиях нужно было приложить недюжинные усилия, чтобы стабилизировать ситуацию».
Сегодня эксперты говорят, что от возможного обострения застарелых конфликтов Узбекистана может удержать новый глава республики, отмечает издание.
Ипполитов полагает, что главным итогом правления Ислама Каримова стала стабилизация ситуации и превращение Узбекистана в прочное, достаточно эффективное по региональным меркам и сплоченное государство: «Власти сумели преодолеть, в значительной степени сгладить межрегиональные, межклановые, межнациональные противоречия, конечно же, не без определенных оговорок, причем на основе ведущей роли узбекского народа. В 1990-е годы была сделана ставка на узбекскость культуры, то есть на максимальное развитие наиболее национально окрашенных ее сторон. В том, что касается стабилизации ситуации и строительства эффективного государства, у Ислама Каримова все фактически получилось, и это было сделано эффективно».
Правила комментирования
comments powered by Disqus