Нынешняя столетняя годовщина трагедии 1916–го отмечена сооружением грандиозного мемориала в «Ата–Бейите», изданием книг и брошюр, общереспубликанскими и международными научными конференциями. Годовщины проходят, а книги на библиотечных полках остаются навсегда, как и их электронные версии в Интернете.
Самой большой историографической сенсацией нынешнего Года истории и культуры можно считать первую полную публикацию — с грифом “Cекретно” в оригинале! — стенографического отчета закрытых заседаний Госдумы Российской империи 13 и 15 декабря 1916 года. Обсуждалась трагедия, когда человеческая кровь залила многие регионы тогдашнего Туркестанского края.
Открытие доцента Яншина
Уникальная рассекреченная стенограмма опубликована в изданном на днях Кыргызско–Российским Славянским университетом пятом томе сборника документов “Среднеазиатское (Туркестанское) восстание 1916 года. История в документах”.
Многотомник подготовлен к публикации учеными КРСУ во главе с ректором университета академиком Владимиром Нифадьевым (он же председатель редакционного совета шеститомника), академиком Аскаром Какеевым (заместитель председателя редакционного совета и главный редактор) и экс–вице–президентом НАН академиком Владимиром Плоских.
Длинный список этих и других мэтров — членов редакционного совета — завершает, согласно алфавиту фамилий, доцент кафедры истории и культурологии КРСУ кандидат исторических наук Вадим Яншин. Ему и принадлежит честь открытия уникального документа в Российском государственном военно–историческом архиве.
— Вадим Петрович, как было сделано это настоящее первоклассное открытие? — поинтересовался корреспондент “ВБ” у Яншина.
— Как вы понимаете, открытия в архивах всегда условны. Эти документы много раз держали в руках архивисты и историки, в том числе из Кыргызстана. Правда, согласно “Листу использования документов”, последний раз рука кыргызстанца касалась этого архивного дела ровно полвека назад — в 1966–м, тем кыргызстанцем был знаменитый исследователь истории восстания 1916 года доктор исторических наук Кушбек Усенбаев.
— Но ни тогда, ни в 1976–м или 1986–м речи не могло быть о полной публикации стенографического отчета обсуждения депутатами российской Госдумы трагедии 1916–го?
— Конечно, полная публикация при Советской власти была невозможна по чисто политическим соображениям. Ну никак нельзя было обнародовать яркое свидетельство того, как демократично и свободно в “буржуазно–монархической” Думе обсуждались острейшие вопросы. В СССР публиковалось только одно из нескольких выступлений тех дней Александра Керенского, да и то не полностью. Действительно, заслуга нашего редсовета во главе с академиками Нифадьевым, Какеевым и Плоских в том, что немедленно после обнаружения мной в нынешнем году полного текста стенограммы она была опубликована.
К словам Вадима Яншина надо добавить, что полный текст выступлений Александра Керенского на закрытых для публики заседаниях Государственной думы Российской империи 13 и 15 декабря 1916 года о трагических событиях лета 16–го в Туркестанском крае, в том числе на территории Кыргызстана, актуален и сегодня, ровно 100 лет спустя после трагедии лета и осени 1916–го.
Говоря современным языком, Керенский призывал к толерантности и взаимному прощению людей разных национальностей.
Острая актуальность этого призыва уже в том, что еще четверть века назад известные историки Сувакун Бегалиев и Зайнидин Курманов в память выдающихся заслуг Керенского в деле сохранения межэтнического мира и стабильности предлагали назвать одну из бишкекских улиц в его честь. Их предложение сохраняет силу.
Комиссия Госдумы трубила SOS
Изданное явно впопыхах “высочайшее повеление” императора Николая Второго в конце июня 1916–го о наборе туркестанцев на тыловые работы из–за бесчинств местной администрации привело к массовому взрыву возмущения и кровопролитию.
Как свидетельствует новенький сборник документов, сам император уже 28 июля, всего месяц спустя после своего повеления, выразил санкт–петербургским и ташкентским генералам свое резкое недовольство и наложил резолюцию на один из соответствующих докладов по Главному штабу: “Ставлю на вид спешное и недостаточно обдуманное проведение в жизнь этой меры, вызвавшей на окраине кровавые беспорядки”.
Прошло несколько дней после императорской гневной резолюции, и Государственная дума Российской империи отправила в Туркестан свою комиссию в составе представителя думской фракции трудовиков Александра Керенского и члена мусульманской фракции Кутлу–Мухаммеда Тевкелева. Секретарь мусульманской фракции Мустафа Шокай (Чокаев) был прикреплен к комиссии как помощник и переводчик.
Доклад и сообщения о работе комиссии и сделал Керенский на двух закрытых заседаниях Госдумы.
Изучив события на месте, он возложил вину за происшедшее на царское правительство, обвинил военного министра и министра внутренних дел в превышении полномочий, потребовал привлечения к суду коррумпированных местных чиновников.
Эти выступления укрепили репутацию Керенского как бескомпромиссного обличителя пороков царского режима и авторитет одного из лидеров думской оппозиции.
В своем докладе он подчеркнул, что трагические события лета 16–го “не только внесли экономическое разрушение, не только нарушили спокойное течение жизни в огромных областях России, но и были соединены с жертвами как со стороны русского, так и туземного населения. Погибло несколько тысяч (2–3) русского населения и много десятков тысяч туземного”.
— Разобраться в причинах этих ужасных трагических событий, установить виновников этого происшествия и попытаться найти те корни, которые вызвали события в Туркестане, и предотвратить их в будущем — вот задача, которую я себе ставлю, — настаивал Керенский.
Его доклад был основан не только на скрупулезном анализе фактов, но и на личном опыте десятилетней жизни и учебы в ташкентской гимназии. Керенский окончил ее в 1899–м с золотой медалью. Детские и юношеские воспоминания Керенского полны картин мирной жизни в Туркестане, дружбы народов — в самом лучшем смысле этих слов.
На закате своей долгой жизни, он скончался в 1970–м, Керенский написал мемуары “Россия на историческом повороте”. В этом политическом завещании он снова пишет о цветущем мирном Туркестане. Наверняка его мемуары переиздадут и в Бишкеке. И, скорее всего, вместе со стенограммой выступлений в Государственной думе 13 и 15 декабря 1916–го.
Воспитание историей
Как подчеркивает академик Аскар Какеев, и сегодня большого общественного внимания достойны острые выступления лучших представителей депутатов Госдумы — Керенского, Джафарова, Мансырева, Капниста, Аджемова. Эти люди разных убеждений, разных национальностей, разных конфессий были едины в том, что Туркестану необходимы мир и согласие.
Более года в архивных учреждениях Российской Федерации ученые КРСУ, как они сами рассказывают, вели поиск наиболее значительных и документальных свидетельств трагедии вековой давности.
Тщательно изготовленные факсимильные копии, а это свыше 300 выявленных документов, составили основу фундаментального издания. Большинство документов публикуется впервые. В этом главная особенность многотомника.
— В условиях, когда некоторые псевдоученые, манипулируя общественным сознанием, в угоду политической конъюнктуре вырывают отдельные страницы из общего контекста документа и тем самым искажают смысл и сущность исторического факта, предлагаемый вариант подачи материалов позволяет донести до исследователей исторические источники в достоверной форме, — не устают повторять академики Нифадьев, Какеев и Плоских.
Они подчеркивают, что выход в свет шеститомника свидетельствует о том, что таким образом учеными КРСУ создана уникальная документальная база. Она позволит исследователям, а также вообще всем, кто интересуется данной проблемой, взглянуть на историю восстания 1916 года непредвзято и объективно.
По замыслу составителей сборника, представляемые документы раскрывают картину и хронологию событий, динамику их развития и последствия. Оценки, суждения политиков, представителей царской администрации, дипломатов, отраженные в различных по форме служебных документах и личных дневниках, свидетельствуют о неоднозначном характере процессов, происходивших накануне и в ходе народных волнений.
А вот заключительный, шестой, том оказался совершенно иным. Это своеобразная трибуна, с которой наши современники — ученые Казахстана, Китая, Кыргызстана и России — дают собственный анализ случившегося. Научный диспут проиллюстрирован историческими фотодокументами, передающими атмосферу жизни предвоенного Семиречья и эпизоды Среднеазиатского восстания, совпавшего по времени с главным этапом Первой Мировой войны.
— Эти материалы как бы высвечивают лики и деяния людей, стоявших за сухими строками исторических документов, — говорят ученые–историки Славянского университета.
Как обращение ко всем кыргызстанцам и россиянам звучат слова, которые в КРСУ попросили еще раз привести полностью: “Редакционный совет сборника “Среднеазиатское (Туркестанское) восстание 1916 года. История в документах” считает, что предлагаемое издание станет надежным подспорьем ученым–историкам в их представлении об общей трагедии народов, населявших Туркестанский край, будет способствовать противодействию искажениям и мифологизации исторических фактов”.
Напомним и слова посла России в Кыргызстане Андрея Крутько: “Шеститомник восстанавливает реальную картину событий 100–летней давности и, в конечном счете, способствует укреплению дружбы наших стран”.
На церемонии торжественного открытия в национальном историко–мемориальном комплексе “Ата–Бейит” 2 сентября мемориала погибшим в ходе событий 1916 года президент Алмазбек Атамбаев, в частности, подчеркнул:
— Рассказывать о трагических моментах в истории, как правило, нелегко. К тому же, несмотря на прошедшие 100 лет, доступ открыт далеко не ко всем архивным материалам, не до конца изучены первоисточники. Часть из них поступила в распоряжение наших ученых только в этом году.
Тем не менее сегодня ученые–историки оценивают события 1916 года как национально–освободительное восстание за сохранение родной земли, как борьбу за свою свободу. Оно было спровоцировано царским указом о мобилизации коренного населения на военно–тыловые работы и жестоко подавлено карательными отрядами.
Восстание было направлено против колониальной политики царского самодержавия. Положить конец трагедии удалось благодаря активному вмешательству прогрессивных сил самой царской России, — особо выделил президент Атамбаев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus