90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Силовики пошли ва-банк, чтобы обеспечить безопасность в транзитный период

15.09.2016 12:06

Безопасность

Силовики пошли ва-банк, чтобы обеспечить безопасность в транзитный период

В Казахстане экономика и социальная сфера уходят на второй и третий планы, уступая место безопасности. Безопасности национальной и безопасности самой власти. Об этом можно судить по многим признакам, в том числе и по «неожиданному» переходу Карима Масимова из правительства в КНБ. Даже если не принимать во внимание «теорию заговора» и не связывать последние (надеемся, последние) теракты со стартовавшим переходным периодом, становится понятно, что режим готовится к чему-то серьезному.

Месседж законотворцам

В прошлом номере нашей газеты мы обещали читателям подробнее остановиться на «антитеррористическом пакете» законопроектов, который уже спущен депутатам, чтобы они как можно скорее  «переварили» его. Напомним, что выступая на совместном заседании палат парламента, президент РК Нурсултан Назарбаев назвал приоритетные законотворческие задачи, а на первый план вынес именно этот блок – довольно пестрый и разнообразный. Он включает в себя законопроекты о противодействии терроризму и экстремизму, об информационной безопасности, о контрразведывательной деятельности, о дактилоскопической и геномной регистрации, пробации.

Призывая парламентариев поскорее разобраться с ними, Нурсултан Абишевич резюмировал: «Мы будем разрабатывать эти законы и будем предлагать их депутатам для принятия ради безопасности нашей страны, несмотря на всякие там дела, как будто мы что-то нарушаем (выделено автором.). Самое главное – сохранить безопасность, стабильность в обществе и чтобы люди спокойно работали. Прошу депутатов очень серьезно отнестись к этим предложениям и до конца года решить эти вопросы».

Другими словами, оратор косвенно признал, что предлагаемые законопроекты могут содержать в себе неоднозначные трактовки, касающиеся конституционных прав граждан. Дополнительным аргументом в пользу этой версии является небывалое ускорение, которое президент страны придал этому процессу.

Своего рода «контрольный выстрел», заставивший наблюдателей избавиться от последних сомнений, произошел в минувший четверг, когда глава государства назначил Карима Масимова председателем Комитета национальной безопасности. Ну, а на следующий  день состоялось заседание Совбеза, которое уже было воспринято как нечто само собой разумеющееся.

Трупа дело

 «Антитеррористический пакет» - это в основном набор поправок и дополнений в ряд уже существующих законов, кодексов и других нормативно-правовых актов. Остановимся на некоторых из них и начнем с дактилоскопической регистрации.

Этот закон МВД пыталось протолкнуть еще в начале 2000-х, но натолкнулось в парламенте на шквал негодования. Позже, несмотря на то, что следующие созывы мажилиса становились все более лояльными к подобным инициативам правительства, этот законопроект еще дважды снимался с повестки дня.

Но МВД не отчаивалось и продолжало свои попытки «продавить» этот законопроект. Мало того, в нынешнем варианте его нормы еще более ужесточились. Если прежде  предусматривалось, что сдавать отпечатки пальцев должен лишь определенный круг лиц (сотрудники органов, обвиняемые в совершении тех или иных преступлений граждане, моряки и т.д.), а для всех остальных эта процедура была добровольной, то теперь предлагается подвергать ей всех казахстанцев, достигших 16-летнего возраста. Плюс к этому «откатывать пальчики» должны будут и дети с 12 до 16 лет – при получении паспорта (правда, на добровольной основе).

В качестве обоснования необходимости повальной дактилоскопии разработчики законопроекта приводят ряд аргументов, а также ссылаются на зарубежный опыт: «Принятие законопроекта вызвано необходимостью внедрения технологий идентификации человека, что позволит использовать биометрическую информацию в интересах граждан РК, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в социально опасном состоянии либо являющихся потенциальными жертвами преступлений, аварий и техногенных катастроф, совершенствовать биометрические паспортно-визовые документы Республики Казахстан на основе современных биометрических технологий в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства», – говорится в концепции законопроекта.

Кстати, в ней приводятся следующие цифры: в прошлом году «находилось на учете» 3175 неопознанных трупов, из них «поставлено на учет» 314, а всего опознаны (из «новых» и «старых») 183 трупа, или менее 5 процентов. А вот если бы ранее граждане прошли  дактилоскопическую и (или) геномную регистрацию, то, как утверждают в МВД, их трупы быстро бы опознали.

И еще. По расчетам авторов законопроекта, всеобщий охват этой процедурой обойдется налогоплательщикам (тем самым, кто будет «пальчики сдавать») примерно в 23 миллиарда тенге. Кроме того, уже есть иностранные инвесторы, готовые работать на условиях долгосрочного государственно-частного партнерства. Так, немцы не против договориться на сумму в 100 миллиардов, а малазийцы – в 241,6 миллиарда тенге.

И вас посчитают

Приведено в концепции и другое обоснование: «Контроль посредством дактилоскопической регистрации въезда и выезда на территорию Республики Казахстан граждан, иностранцев и лиц без гражданства, в том числе объявленных в розыск, … позволит создать дополнительный заслон для их проникновения в страну; геномная регистрация судимых лиц, включая приверженцев религиозного экстремизма и терроризма, будет способствовать раскрытию и расследованию преступлений».

Свой комментарий по этому поводу нам дал директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис, который имел возможность участвовать в заседании рабочей группы по данному пакету (его пригласили, скорее всего, затем, чтобы потом заявить об участии представителя неправительственного сектора в обсуждении):

- Для начала надо заметить, что этот пакет готовился в КНБ и МВД. То есть, этим занимались силовики, и сам пакет получился силовой. Причем там нет ничего, связанного с улучшением социальных условий жизни граждан и соответственно с искоренением причин терроризма. Все поправки и дополнения предусматривают лишь наказания, ограничения, запреты и так далее. А вся профилактика заключается в простой формуле: «Дайте нам побольше полномочий, и мы вас накажем». Это сродни концепции борьбы с кражами посредством ареста всех граждан.

Правозащитник обращает внимание на большое количество поправок, которые предлагается внести в закон о миграции и регистрации населения:

- Авторы законопроекта хотят дать местным органам исполнительной власти и маслихатам полномочия самим устанавливать правила миграции в Алматы, Астану и другие города. Точно так же, как они это сделали с мирными собраниями, когда маслихаты городов и областей определили места (вдали от центра) для проведения митингов оппозиции. По этой логике, теперь каждый собственник жилого или нежилого помещения должен в течение десяти дней регистрировать каждого, кто к нему приехал. Это та самая советская система прописки, которая у нас вроде бы была отменена, но на самом деле продолжала существовать и теперь приобрела новые формы. Скажем, в Турции, США или Европе за вами никто не ходит, требуя миграционной карты, и не обязывает регистрироваться – там вы совершенно свободны, пока действует срок визы. Или как вам такой пример? Россиянин, приехавший в Казахстан, может свободно передвигаться здесь на протяжении 30 суток, а наш гражданин, решивший побывать в другом городе своей же страны, должен зарегистрироваться в течение 10 дней. Кроме того, неясно, как местные власти собираются устанавливать точное время прибытия того или иного гражданина на новое место. Конечно, никакого отношения к антитерроризму все это не имеет. Силовики просто надеются на то, что благодаря тотальной регистрации они будут знать, где остановился потенциальный террорист. Но ведь такой человек никогда не пойдет регистрироваться!

Наш собеседник также отметил сам дух нового «антитеррористического пакета»:

- Вообще, это не вопрос какой-то определенной нормы или набора норм, дело в самом духе. В том, чего они хотят. А хотят они по максимуму захватить плацдарм. Сначала они получили население, запуганное после событий в Атырау, Актобе и Алматы, а потом получили поручение президента «разобраться», и в итоге все это стало неким карт-бланшем для выполнения ими своих задач. Предлагаемые изменения и дополнения могут привести к созданию еще большей напряженности в обществе, к тому же в условиях ухудшающейся социально-экономической обстановки. Никто не выступает против целей законопроекта. Но надо делать это более эффективно, а не создавать себе и нам проблем больше, чем они могут решить. Они хотят бороться с теми, кто плохо себя ведет, но при этом осложняют жизнь не им, а нам. Таким образом они делают из законопослушных граждан менее лояльных.

Главный исполнитель

Как раз в то время, когда представители НПО и общественные деятели пытались объяснить законотворцам все негативные последствия их инициатив, Карим Масимов был перемещен из кресла главы правительства в кресло председателя КНБ. Многие расценили это как «мягкую  отставку» – мол, президент решил увести «доверенное лицо» из-под удара и заодно трудоустроить его. Однако, на взгляд автора этих строк, главное в данной политической рокировке заключается в другом – в том, что глава государству доверяет Масимову больше, чем другим.

Таким образом, вместе со сменой Каримом Кажимкановичем занимаемого им кресла сменился и вектор основного направления внутренней политики Ак-Орды. Теперь уже не экономический (и связанный с ним социальный) вектор является для нее приоритетным, а сфера безопасности. Причем безопасности не столько страны, сколько самой власти. Точнее, того ее сегмента, который сегодня задействован в осуществлении операции «Преемник». Ведь в таком деле требуются много раз проверенные люди, а вот Владимир Жумаканов, похоже, на эту роль не подошел.

Поэтому вряд ли «переезд» Масимова можно расценить как снижение его политического статуса. Скорее, это говорит об усилении роли главной в стране спецслужбы, что, в принципе, логично на нынешнем этапе. Но нужно понимать, что введение в действие «антитеррористического пакета» не является единственной задачей нового председателя КНБ – это лишь некий базис для того, чтобы предпринять новые шаги, связанные с переходным периодом. Также напомним, что КНБ занимается и коррупционными делами, но в отличие от финпола, «клиентами» чекистов являются сотрудники силовых и правоохранительных органов. А потому вскоре вполне возможны громкие разоблачения в этих структурах.

В общем, судя по всему, у Карима Масимова дел и ответственности на новом посту только прибавится. И теперь вряд ли он будет находить время на спортивные пробежки с теперь уже бывшими подчиненными по кабмину или на велосипедные гонки по автомобильным трассам. Транзит как-никак, и надо помочь словом и делом потенциальному преемнику…

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

15.09.2016 12:06

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
620

террористов и экстремистов задержаны в Таджикистане за последние пять лет

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30