Афганский народ больше всего опасается того, что после вывода иностранных войск страна будет вновь ввергнута в пучину гражданской войны.
Ряд обозревателей уверен, что талибы активно используются американцами в интересах сохранения долгосрочного военного присутствия США в Афганистане. Сами американцы явно не заинтересованы в мирном и стабильном Афганистане, а опасность осложнения ситуации в этой стране после 2014 г. активно пытаются использовать для определения выгодного для себя статуса остающихся войск США. В частности, Вашингтон этим воинским контингентом намеревается в последствии проецировать свои вооруженные силы на регион, прежде всего на Китай, Иран, Индию, Россию, а также обеспечить для себя преимущества в использовании богатых природных ресурсов Афганистана.
Хорошо известно также, что талибы, особенно радикальная их часть, уже сейчас строят планы по приходу вновь к власти после вывода войск, как это уже было в недалеком прошлом. По сведениям Пентагона повстанческие отряды афганской оппозиции продолжают осуществлять атаки как на войска западных союзников, особенно на американцев, так и на правительственные подразделения. Американцы считают, что они являются основной угрозой безопасности страны. Аналогичная картина в стране наблюдалась, как считают наблюдатели, и перед выводом советских войск из ДРА в 1989 г.
Относительно отношения к Талибан следует отметить, что у местного населения остались и приятные воспоминания от их правления, несмотря на суровость и трудности того времени, которые всем пришлось преодолевать в тот период. В беседах афганцы отмечают и прогресс, достигнутый при талибах, особенно в сфере прав человека, качества обучения и пр. Именно тогда тысячи афганских женщин впервые пошли в школы. Общепризнанно, что это стало существенным «прорывом» в деле защиты прав женщин в Афганистане. Нынешние правители страны закрепили этот процесс уже после изгнания талибов.
В настоящее время трудно прогнозировать, куда приведут страну события после 2014 г. Ведь уйдут не только иностранные солдаты, обеспечивающие сейчас относительную стабильность. На апрель 2014 г. намечены президентские выборы и Карзай уйдет с этого поста - таково положение афганской конституции, которая в целом до сих пор соблюдалась. Получается, что произойдет не только вывод войск, но и свершатся политические изменения, Афганистан возглавит новый лидер. Один известный афганский журналист Саад Мохсени (Saad Mohseni) заявил недавно при встрече с журналистами, что «главными для нас являются политические изменения в структуре власти, т.е. приход новых руководителей». Он и другие осведомленные афганцы, тесно связанные с правительством, убеждены, что в ближайшие 5-6 лет не должны произойти какие-либо политические потрясения в стране.
Однако опасения остаются не только у афганцев, но и у друзей Афганистана, в том числе и у России. Удастся ли сохранить мир и спокойствие в этом раздираемом межэтническими противоречиями обществе после 2014 года?
Аналитики убеждены, что Карзай постарается привести к руководству страной человека своего круга и, конечно же, пуштуна, каковым сам является. Ситуация чем-то сходная с Ираном, где уже в мае с.г. будут президентские выборы. Большая вероятность, что из 3-4 возможных кандидатов на место Ахмадинежада будет избран человек, лояльный нынешнему президенту и его окружению, хотя 100 процентов гарантии, конечно, никто дать не может. Так и в Афганистане правящий режим использует весь свой административный ресурс, чтобы пришли «нужные» Карзаю и его команде люди. Таковы финансово-экономические аспекты любого правительства, которое не захочет выпускать этот ресурс из своих рук.
Любопытно спрогнозировать, как поведет себя движение Талибан после изменения военно-политической расстановки сил в 2014 г. Насколько нам известно, у президента Карзая нет аллергии на эту политическую силу. Он понимает, что так или иначе движение Талибан заявит о себе еще до 2014 г. с расчетом принять участие в решении судьбы этой страны.
Известно, что, несмотря на выступления оппозиционеров, в числе которых немало и представителей Талибан, нынешний лидер страны готов возобновить «замороженные» с Талибаном переговоры и вновь включить их в политический процесс. С нашей точки зрения, это могло бы разрядить напряженность в афганском обществе и приступить к его поэтапной консолидации. В конечном счете, страдает от нестабильности все население страны, особенно женщины и дети.
Джавид Ахмад, этнический афганец, работающий в Программе для Азии Германского Фонда Маршалла, действующего в США (Asia Program of the Marshall Fund of the United States), уверен, что необходимо возобновить мирные переговоры между конфликтующими сторонами в Афганистане. Только при полном прекращении огня всеми участниками конфликта можно достичь взаимопонимания и убедить Талибан сложить оружие. Но остается вопрос, пойдет ли на это руководство Талибан. Оно, очевидно, пожелает сохранить свое влияние в Афганистане и получить свою «Зону ответственности» в афганском обществе.
Российская сторона уже почти освободилась от постафганского синдрома. Мы бы и рады помочь соседям, но это возможно лишь, когда там восстановится стабильность, а различные кланы и этнические группировки, шииты и сунниты найдут общий язык и поймут, что даже худой мир лучше любой войны. 2014 год покажет, сумеет ли международное сообщество, сам афганский народ «навести порядок в афганском доме», или эту страну ждут непрекращающиеся конфликты, через которые это многострадальное государство шло последние десятилетия.
Если будет найдено не только взаимопонимание внутри этой страны, но и согласованность действий внешних участников (США, страны Запада, Россия, Китай, Индия, Пакистан), то можно ожидать постепенную нормализацию социально-экономической обстановки в ней.
Автор: Малеев В.А
Правила комментирования
comments powered by Disqus