90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Особенности ислама в таджикском обществе

03.05.2013 19:00

Религия

Особенности ислама в таджикском обществе

Проблема роли и места ислама в таджикском обществе обширна. Ислам в Таджикистане нельзя рассматривать как однородное явление, так как он имеет свои отличительные черты и разных последователей. Следовательно, выполняет функции разнопланового характера. В этом отношении следует сказать, что ни одно идейно-политическое образование или движение не может быть единообразным в пределах страны, если страна не тоталитарная или теократическая. Обычно та или иная идеология или религиозное сознание партикулярны, то есть ее придерживается определенная группа людей или партия, наряду с другими идеологиями в лице других групп или партий. Поэтому те, кто говорят об объединяющей роли религии, на деле стремятся к тоталитаризму или теократии. Пример Афганистана, Ирака, Пакистана и других мусульманских стран показывает, что религия не ведет к консолидации страны, тем более в условиях полу демократии, у демократии другие объединяющие факторы. ( К примеру, в Иране сунниты составляют более 20 % населения, но согласно законодательству данной страны им разрешено иметь два места в парламенте, а зароастрийцам всего лишь одно место). Доказательством неспособности религии объединять народы является разделенность мира ислама по различным мусульманским конфессиям, часто противостояние между ними. (В стабилизации ситуации в недавних событиях в Хороге позиция Ага-хана благодаря гибкой политике Э. Рахмона относительно взаимоотношений государства и религии сыграла важную роль ). Таким же был и мир коммунизма, были даже войны между коммунистическими странами. Вместе с тем, надо сказать, что есть политические идеи, объединяющие страну, но не путем искоренения других идеологий. Подавлению и искоренению подлежат радикальные движения, вызывающие экстремизм и систему насилия.

В Таджикистане существует плюрализм идеологий и религий: суннизм, исмаилизм, демократическая идеология, ориентированная на Запад, коммунистическая идеология, ориентированная на СКП-КПСС, КПРФ, КНР, политический ислам и другие, например, подпольные. Поэтому назвать Таджикистан тоталитарным государством было бы натяжкой. Это не тоталитарная авторитарная полу демократия. Другими словами, религия в стране не единая, не единообразная.

Беглый анализ религиозной ситуации в Таджикистане показывает, что относительно функций ислама существуют несколько позиций, которые можно разделить следующим образом:
Несмотря на светский характер таджикского государства, религия играет важную роль во внутренней и внешней политике Республики Таджикистан. Это проявляется, прежде всего в попытках установить зарплату официальным имам-хатыбам за счет госбюджета, увеличении числа исламских учебных заведений, мечетей, паломников и т.д. ( Если в первые годы независимости число паломников составляло 550 человек, то в 2012 году оно составило 5, 5 тыс. человек, что больше в десять раз с предыдущими годами).

В данном случае религия используется властями не как фактор консолидации таджикского общества, она не способна сделать это, а как народная альтернатива радикальному и политическому исламу. С учетом опыта гражданской войны, когда ислам приобрел региональный, групповой и политический характер, правительство выдвигает на передний план народный ислам. Появление политического ислама в условиях страны, где действовал народный ислам, привело к расколу таджикского общества, в том числе и на религиозной почве. Наряду с этим в рамках конституционных принципов взаимоотношение властей с традиционным и политическим исламом в лице ПИВТ осуществляется с целью укрепления демократических институтов общества и в рамках светских основ государственности. Это проявляется, прежде всего, в поддержке традиционным духовенством светской власти и признании исламской политической партией светского характера таджикской государственности. Политическая борьба ПИВТ как оппозиционной партии в настоящее время имеет в основном социально-экономический характер, и в ряде случаев касается прав человека. Часто ПИВТ рассматривает борьбу за права человека в аспекте свободы политическому исламу. На первый взгляд традиционный ислам в Таджикистане аполитичен, и в основном якобы выполняет духовные функции для укрепления моральных основ светского государства в рамках предложенной некоторыми одиозными фигурами идеи справедливого шаха (Шохи Одил). Но на самом деле народный ислам столь же политичен, как и политическая партия, но его политичность заключается в лояльности властям, отказе от захвата власти мирно или насильственно. В целом так было на протяжении многих веков.

Относительно внешней политики РТ исламский фактор впервые был использован постсоветскими властями с целью закрепления своей легитимации в таджикском обществе, где в 90-ых годах прошлого века в результате создавшегося идеологического вакуума идеологическое поле стали заполнять исламские ценности, в том числе под влиянием некоторых зарубежных мусульманских стран, а также усиливаться религиозные настроения. Усиление исламского вектора во внешней политике РТ на данный период было не только попыткой властей порвать со своим атеистическим прошлым и представить новое таджикское государство как независимую страну на мировой арене, в том числе и в мусульманском мире. Но кроме этого, власти используют исламскую внешнеполитическую альтернативу для того, чтобы вынуждать неисламские великие силы современности выполнять свои обязательства по отношению к Таджикистану. Не случайно, что первый визит первого президента РТ Р.Набиева в условиях независимости состоялся в Исламскую Республику Иран. Его визит вызвал стремительный визит Дж. Бейкера – Госсекретаря США в Душанбе (февраль 1992) и прорвал американский изоляционизм по отношению к Таджикистану. Здесь был и вопрос о будущей принадлежности таджикского уранового ресурса. Вместе с тем, установление дипломатических отношений с мусульманскими странами на данном этапе было одним из основных показателей независимости РТ, так как в советский период в силу идеологических установок того времени РТ как часть СССР находилась в конфронтации с большинством стран мусульманского мира.

Динамика взаимоотношений РТ с другими мусульманскими странами в период независимости показывает, что они не противоречат национально-государственным интересам РТ и реализуется в рамках стратегических целей государства. С 1997 года по настоящее время мусульманскими странами и международными исламскими организациями было выделено РТ в виде грантов и беспроцентных кредитов более 111 млн. долл. США для развития различных отраслей жизнедеятельности страны.

Одной из тревожных тенденций в политической жизни таджикского общества является исламизация всех сторон общественной жизни, что ставит под угрозу само существование таджикского государства как светского образования. Ислам в отличие от других стран постсоветского пространства представляет собой динамичную политическую силу в лице ПИВТ и характер власти в будущем будет в определенной мере зависеть от того, насколько правительство сможет воспрепятствовать политизации исламского фактора. Речь идет о политизации ислама данной партией, что не может не влиять на политические процессы в таджикском обществе. Политический ислам представляет собой не только одно из идейных течений современного мусульманского мира, но также попытку реализовать политическую концепцию исламского государства, которая была изложена в трудах мусульманских реформаторов 19-20 веков, таких как Афгани, Мавдуди, Абдо и т.д.

Важным препятствием на пути политизации исламского фактора в Таджикистане является тесная связь страны с СНГ, Россией и странами Центральной Азии. От мудрости руководителей этих стран зависит, в конечном счете, защита самих названных стран от религиозно-политической эрозии и дестабилизации.

Хотя на данном этапе ПИВТ открыто не заявляет о выше названной стратегии, в ее деятельности наблюдается попытка политической исламизации таджикского общества, что напоминает тактику "Братьев- мусульман" в период правления Хосни Мубарака в Египте. С другой стороны, реализация данного проекта является политической установкой основателя данной партии Сайида Абдуллохи Нури, который утверждал, что "будущее региона (имеется ввиду ЦА) кроется в Исламе. (Ояндаи дури минтака Ислом аст)". Данный концепт также отражен в лозунге официального издания данной партии "Наджот" - "Зиндаги маънои Куръон асту бас!", т.е. смысл жизни заключается только в Коране, что латентно не приемлет светские устои таджикской государственности в их современной интерпретации. Не смотря на то, что данная партия была вынуждена признать светский характер государства, данный конституционный принцип не соответствует ее идеологическим установкам относительно построения исламского государства. Наряду с этим, нужно отметить, что в отличие от других максималистских исламских организаций, национальный компонент, хотя и в форме местничества, занимает важное место в ее идейных установках. Следовательно, для достижения своих окончательных целей ПИВТ движется не только по пути исламизации таджикского общества, но и его национализации. В этом и заключается амбивалентность ее полностью несформировавшейся идеологии. Не исключено, что данная идеологическая амбивалентность в рамках ПИВТ есть результат трансформации идейных установок от радикализма 90-х годов прошлого века к национализму с целью расширения электората в таджикском обществе.

Религия как инструмент реализации геополитических интересов также является одной из специфических особенностей Ислама в новомТаджикистане. В период независимости появился ряд максималистских исламских движений и партий, не признающих как национальные, так и демократические и традиционные религиозные ценности мусульманской общины Таджикистана. "Хизб-ут-тахрир ал-ислами" является одной из таких организаций. Целью данной партии в отличие от партий местного характера является образование транснационального государства в форме мирового исламского государства - "Хилофат". Данная партия также в отличие от партий "местного назначения" имеет глобальный характер, хотя в рамках своей концепции "талаб-ун-нусра" исходя из создавшихся условий, может сменить тактику. Речь идет о концепции "поиска защиты", согласно которой, партия может поддержать любой государственный переворот во имя ислама. Данная концепция не исключает в определенное время локально сотрудничать с партиями и движениями протестного характера. Хотя данная партия заявляет, что она выступает за добровольное принятие ее идей и отвергает создание военного крыла, на самом деле ее деятельность в некоторых странах мусульманского мира говорит об обратном. Так, в 70-ых годах прошлого века она подстрекала часть служащих иорданской армии к свержению иорданской монархии. В результате 72 ее члена данной партии во главе со своим лидером Ахмадои ад-Дауром были казнены.

Другими словами, она выполняет идеологическую функцию в случае наличия антиправительственных настроений для их мобилизации в рамках своих программных установок.

В добавление к этому, данная партия как инструмент реализации геополитических интересов некоторых государств, оказывает сопротивление всякому проекту направленному на социально-экономическое развитие мусульманских стран, так как идея создания "хилофат"-а в какой –то мере может приобрести поддержку в неразвитых в социально-экономическом плане стран. Недаром, ХТИ в одной из своих листовок "аннулировала акционерное общество и таким образом, объявила приобретение акций Рогунской ГЭС со стороны мусульман недозволенным - "харом"".

Как показывают некоторые прогнозы, в ближайшем будущем в таджикской религиозной среде усилится роль тарикатов в силу их исторической популярности среди народа. Этому способствуют также следующие факторы:
ПИВТ как политическая партия выражает интересы определенных групп таджикского социума и не имеет глубокие корни в таджикском традиционном обществе. Исторически политической культуре мусульман Таджикистана не свойственно создание политических партий на основе религии. Данное явление в политической жизни мусульманского мира, в том числе и таджиков, появилось под влиянием западной политической культуры. Если данные партии и приходят к власти в зависимости от определенных исторических условий, они не пользуются популярностью среди широких масс.

Традиционное духовенство в силу своей зависимости от властей, воспринимается большинством мусульман как "хукуматй", т.е. как "правительственное духовенство", которое частично разделяет интересы властей в ущерб интересам мусульманской общины.

На этом фоне в последние годы на религиозной арене Таджикистана начали активно функционировать суфийские братства (тарикаты) и обретать популярность среди своих последователей, что свидетельствует об усилении тенденции отчужденности определенной части населения, как от традиционного ислама, так и политического.

Не исключено, как уже было отмечено, что тарикаты в ближайшем будущем приобретут былую мощь в лице последователей Джалолиддина Руми, Абдурахмона Джоми, Ходжа Ахрори Вали, Бахоуддина Накшбанда и других выдающихся суфиев средневековья.

Выводы и заключения:

1 Под влиянием различных факторов сформировалась отличительная черта мусульманской общины Таджикистана, и, следовательно, во взаимоотношениях государства и религии необходимо учитывать эти особенности. Таджикистану как традиционному обществу, взявшему курс на построение светского и демократического государства необходимо учитывать как традиционные, так и светско-демократические ценности с целью балансирования интересов членов общества. Речь идет о выработке своей модели взаимодействия с исламом, а не копирования с западных стран, где религия имеет свои специфические особенности, и прошла через процесс модернизации;

2. Глобализационные процессы могут привести к конфликту традиционных исламских норм с нетрадиционными ценностями, навязываемых наднациональными исламскими движениями как "Хизб-ут-тахрир", "салафия" и т.д. Светским правящим элитам необходимо при соблюдении демократических норм, заявленных в Конституции РТ также принять все необходимые меры для укрепления патриотического аспекта ислама в рамках идеи Августина Блаженного: "Любовь к родине укрепляет дух христианства!";

3. Необходимо в целях устранения дисбаланса в идеологических установках общества проводить в жизнь идею подлинной светской культуры, которая не ущемляет права верующих, и ограничивает неумеренное стремление к политизации исламского фактора;

4. Необходимо всемерно развивать светские культуру, образованность, науку, развивать демократическое сознание. Для этого решительно повернуться к системе образования, которая крайне ослабла в годы самоубийственной войны и независимости и по причине коррупции и низкого уровня жизни преподавателей;

5. Всемерно развивать культурные отношения со светскими государствами, наряду со странами мусульманского мира. От дальновидности руководителей светских государств зависит судьба светского Таджикистана, важно, чтобы они не проводили политику двойных стандартов: ослабление исламского фактора у себя и разжигание его у других.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.centrasia.ru/news.php?st=1367567820

03.05.2013 19:00

Религия

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Аскар Акаевич Акаев

Акаев Аскар Акаевич

главный научный сотрудник МГУ (Москва)

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

27 000

человек ежегодно умирает в Казахстане от онкологии

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30