Нацбанк уверенно создает условия для перехода бизнеса в теневой сектор.
Вслед за экспертами, еще в начале лета забившими тревогу по поводу финансовых потерь Национального фонда РК, по осени пришел черед бить в набат и официальной Астане. Мы уже писали («Почему Нацфонд продолжает терять деньги на будущее Казахстана») о потерях этой виртуальной структуры, служащей «подушкой безопасности» нашей экономики.
Как девальвация помогла Нацбанку залатать дыры Нацфонда
В долларовом выражении, согласно отчету Нацбанка, управляющего деньгами фонда, по итогам 2015 года сложился рекордный инвестиционный убыток в $1,7 млрд. В казахстанской валюте по итогам доверительного управления Нацфондом в 2015 году в отчетности минфина также был зафиксирован убыток в 673,8 млрд тенге.
С учетом расходов на управление (было потрачено 15,9 млрд тенге), общий чистый убыток составил 689,7 млрд тенге.
Однако тут правительству и Нацбанку помогла девальвация тенге, принесшая огромную курсовую разницу в 10 трлн 836,4 млрд тенге, что в итоге дало совокупный доход Нацфонда в 10,146 трлн тенге и возможность успешно рапортовать «наверх».
В 2016 году по итогам 8-ми месяцев активы Нацфонда в долларовом эквиваленте увеличились на 2,1% — до $64,852 млрд. Однако в тенговом выражении произошло снижение на 2,1% — до 25,225 трлн тенге. Это неудивительно — при нынешних низких ценах на нефть и укреплении казахстанской валюты к доллару с 343,11 тенге по итогам первой утренней сессии года, пришедшейся на 5 января, до 341,0 тенге на биржевых торгах 1 сентября.
В итоге при поступлениях в Нацфонд за январь-август в 1,120 трлн тенге потрачено из него было 1,649 трлн тенге.
В республиканский бюджет в виде гарантированного трансферта поступило 1,2 трлн тенге, а в качестве целевого трансферта – 441 млрд тенге. Очевидно министр национальной экономики Куандык Бишимбаев был прав, когда говорил об угрозе истощения средств Нацфонда в результате превышения объема трансфертов из него над поступлениями. По его расчетам разница эта может составить 1,4 трлн тенге в 2017 году, а в 2018-2019 годах – 1 трлн тенге. Все это повлечет снижение активов фонда к 2020 году почти на 20% по сравнению с 2015 годом — до $50,7 млрд.
Правительство спешит на помощь
В качестве временной меры, по поручению президента Казахстана, правительство в экстренном порядке сокращает уже в этом году объем гарантированного трансферта из Нацфонда на 13,9% — до 2,479 трлн тенге, в абсолютном выражении – на 400 млрд тенге. В долларовом эквиваленте сокращение составит $1,1 млрд — до $6,9 млрд. Объем целевого трансферта уменьшается в меньшей степени – на 6,8% до 752,9 млрд тенге, в абсолютном выражении – на 54,6 млрд тенге.
Перекрывать эти потери казна будет за счет увеличения доходов — то есть путем увеличения налогового бремени.
А это в свою очередь противоречит идее контрцикличного подхода к управлению экономикой, провозглашенного несколько лет тому назад, при котором в условиях кризиса это бремя снижается, а не растет. Заодно с ростом налогового давления и бизнес, и население вынуждены будут уйти в «теневую» экономику, где правит «черный нал».
Тупик на горизонте
Непонятно и то, как будет выкручиваться правительство вместе с Нацбанком из этой сложной финансовой ситуации в случае, если цены на нефть и в самом деле сложатся на низком уровне в $35 за баррель, о чем говорил г-н Бишимбаев. Именно эта отметка, с его слов, заложена в качестве консервативного уровня базового сценария развития.
Учитывая, что сейчас мировая цена на нефть сорта «Brent» держится у отметки $50 за баррель, можно предположить, что властям Казахстана придется не только ежегодно сокращать объемы трансфертов из Нацфонда в бюджет, но заодно и регулярно девальвировать тенге к доллару.
Ведь как показал опыт 2015-2016 годов, без солидной курсовой разницы «подушка безопасности» перестает быть таковой. И что уж совсем очевидно, так это близость новых экономических испытаний для отечественных предпринимателей и населения. По идее, прологом к этим проблемам должны стать первые задержки с выплатой пенсий, пособий и зарплат бюджетникам наряду с принятием государством ограничительных мер по валютным операциям, как это и было в «лихих» 90-х годах прошлого столетия.
Отчет о поступлениях и использовании Национального фонда РК на 1 сентября 2016 года
Правила комментирования
comments powered by Disqus