90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Выиграет ли Кыргызстан от суровых наказаний за разжигание межнациональной розни?

22.01.2013 18:44

Общество

Госкомитет нацбезопасности предлагает ужесточить наказание за разжигание межнациональной, межрелигиозной и межрегиональной розни. Правозащитники признают, что ужесточение нужно, но переживают за справедливость исполнения этих норм.

Сейчас за разжигание межнацрозни предусматривается только административный штраф.

Госкомитет нацбезопасности (ГКНБ) предлагает заменить штрафы лишением свободы на срок от трех до пяти лет, а для ранее судимых – от пяти до восьми лет.

Замдиректора Антитеррористического центра ГКНБ Таалайбек Жапаров сообщил Kloop.kg, что текст законопроекта и все необходимые сопроводительные документы отправлены на рассмотрение в парламент.

Опрошенные депутаты Жогорку Кенеша положительно относятся к ужесточению наказания.

Парламентарий Роман Шин считает штраф «слабой мерой».

«Я являюсь корейцем по национальности. Конечно, этот закон для меня очень нужен и очень важен, [...] потому что именно депутаты должны всегда поддерживать мир, стабильность, и для нас очень плохо если кто-либо начинает разжигать какую-либо рознь», — сказал он в интервью Kloop.kg.

Народная избранница Наталья Никитенко солидарна с Шином.

«К нам часто пишут граждане и жалуются на то, что на межнациональной почве очень часто происходят и в общественном транспорте, и в каких-то других местах. Такие трения могут привести к очень трагичным событиям, как это было на юге и как это было в Маевке», — говорит нардеп.

Обратная сторона

Президент фонда «Открытая позиция» Дмитрий Кабак говорит, что сейчас в Кыргызстане мало кто несет ответственность за разжигание розни.

«После июньских событий в прессе было очень много материалов оскорбительного характера по сути известных газет, которые всё это печатали. Но ни один журналист или авторы тех скандальных материалов не были привлечены к ответственности», — сообщил Кабак

С ним согласна правозащитница Азиза Абдирасулова.

«Межнациональные конфликты – это опасно. После событий в Оше, в Маевке, как мы видим, это и правда очень опасно, и никто не имеет право разжигать межнациональный либо межрегиональный конфликт и вообще допускать подобные конфликты», — говорит Абдирасулова.

Но она указывает и обратную сторону этого закона.

«Минусами данного законопроекта может быть то, что невиновный человек может подвергаться наказанию, как это у нас бывает часто», – считает правозащитница.

Абдирасулова опасается, что новые нормы могут быть использованы в политических целях.

Неоднозначные процессы

История Кыргызстана знает случаи, когда наказание за «разжигание межнациональной розни» вызывало неоднозначную реакцию сообщества.

Самый резонансный случай — дело узбекского правозащитника из Джалал-Абадской области Азимжана Аскарова, которого приговорили к пожизненному сроку после этнического конфликта на юге Кыргызстана в 2010 году.

Помимо «убийства милиционера», его обвинили в «разжигании межнациональной розни», что вызвало многочисленные возмущения со стороны коллег Аскарова, которые до сих пор сомневаются в справедливости судебного процесса над правозащитником, известным своими расследованиями пыток в милиции.

Другой известный случай — дело журналиста Владимира Фарафонова, которого обязали заплатить штраф в размере 50 тысяч сомов за опубликованные на ряде веб-сайтов статьи, в которых он излагал свою, вызвавшую многочисленные споры, версию этнического конфликта 2010 года.

Фарафонов — представитель этнического меньшинства.

Во время рассмотрения его дела правозащитники, включая омбудсмена Турсунбека Акуна, отмечали, что в Кыргызстане при этом не зафиксировано ни одного случая, когда за разжигание межнациональной розни наказывался бы кыргызоязычный журналист, хотя национализм зафиксирован и в кыргызоязычной прессе по отношению к этническим меньшинствам.

Правозащитник Дмитрий Кабак согласен с руководством ГКНБ, что почвой для межнациональной розни может быть «мягкость» наказания.

Но решение проблемы, по его мнению, зависит не от тяжести наказания.

«Проблема не в самой санкции, а в практике и в работе тех органов, которые должны привлекать к ответственности», — говорит Кабак.

Автор: Айзирек Алмазбекова и Ольга Махортова

Источник: http://kloop.kg

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

22.01.2013 18:44

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Бакыт Эргешевич Торобаев

Торобаев Бакыт Эргешевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
$820 млн

Кыргызстан ожидает получить от доноров в 2015 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30