В национальной экономике Афганистана доля промышленности всегда была низкой, и на протяжении многолетнего конфликта эта отрасль пострадала не меньше, чем другие области народного хозяйства. Здесь процесс восстановления и развития в силу ряда причин происходит замедленными темпами, а в последние годы вклад самой отрасли в общем объеме производства страны снизился. Статистика показывает, что самым высоким этот показатель был в 2008 г. (25,4% от ВВП страны), в дальнейшем происходит спад (2009 г. – 21%, 2011 – 21%, 2012 – 20,5%, 2013 – 18,7%, 2014 г. – 20,9%).
На данный момент в стране действуют как восстановленные после разрушения в годы гражданской войны, уцелевшие, но морально устаревшие предприятия и цехи, так и новые производственные единицы, созданные при содействии внутренних частных и зарубежных инвестиций. Тем не менее, перечень продукции, производимой афганскими промышленными предприятиями, ограничен. Государственный сектор представлен в основном производством в сферах энергетики, химической и горнодобывающей промышленности. Частный сектор включает в себя металлообработку, производство строительных материалов (мраморные изделия, мозаика, известь, цемент), текстильную и швейную промышленность, производство пластиковых изделий, бумаги, печатной продукции, пищевых продуктов и средств гигиены, фармацевтику и др.
Наблюдение за прошедшим десятилетием существования афганской промышленности свидетельствует о росте доли частного сектора и снижении доли государственного, при этом общий объем промышленного производства также уменьшается. В 2006 г. он составил 12611 млн. афгани в ценах 1978 г., а к 2015 г. сократился почти в два раза – до 6199 млн. Динамика развития отрасли в дальнейшем показывает, что резкое сокращение объема производства идет с 2013 г., что можно наблюдать на примере данных по секторам. Так, в 2006 г. частный сектор произвел продукцию на сумму 7032, а государственный – 5579 млн. афгани (также в ценах 1978 г.), а к 2013 г. объем промышленной продукции в денежном эквиваленте достиг соответственно 10063 и 310 миллионов. Резкое сокращение в последующие два года распространилось и на частный сектор – в 2014 г. объем произведенной им продукции сократился до 6956 млн., а год спустя – 5626 млн. афгани. В государственном секторе объемы составили соответственно 359 и 573 млн. афгани.
Более наглядно эту тенденцию проиллюстрируют абсолютные показатели по относительно активным секторам промышленности, продолжающие ежегодно сокращаться. Среди них, по последним данным, на первом месте по количеству единиц стоит пищевая промышленность, занимающая ¼ от общего объема производства, затем предприятия, производящие строительные материалы, печатную продукцию и легкопромышленные товары.
На безалкогольные напитки и масло, в том числе растительное, а также сухофрукты приходится около 70% продукции пищевой промышленности. В остальные 30% входят хлебобулочные и кондитерские изделия, мёд, поваренная соль, колбасная и некоторые другие виды продукции.
Отдельные традиционные промыслы Афганистана за рассматриваемый период столкнулись с кризисной ситуацией. Сфера ковроделия, ежегодно обеспечивавшая источник дохода для десятков тысяч семей, с улучшением условий развития внешней торговли начала нести убытки, и производства начали закрываться, о чем свидетельствуют данные вышеприведенной таблицы. Только в 9 северных провинциях Афганистана ежегодно производились 1,5 млн. км2 ковров, но в последние годы, с появлением на афганском рынке более дешевых мануфактурной продукции иранского и турецкого производства, этот показатель снизился в два раза. Цены на афганские ковры, производящиеся вручную, также сократились в два-три раза, и расходы оказались непосильными для многих производителей из-за высоких затрат на труд и сырьё. Более того, на данный момент афганские производители не в достаточной мере способны представлять свою продукцию на внешнем рынке, и зачастую ковры афганского производства продаются на мировых рынках под пакистанскими торговыми знаками и марками.
В период относительного затишья в экономике произошло оживление, существенно увеличился спрос на товары и услуги, а внутреннее производство, находясь на стадии восстановления, не было в состоянии обеспечить потребности общества, что привело к возрастанию объемов импорта, особенно промышленной продукции. К примеру, спрос на строительные материалы до сих пор на 70% удовлетворяется за счет ввоза. Страна продолжает в больших объемах импортировать цемент, при этом доля внутреннего производителя на этом рынке остается незначительной. Например, в 2013 г. общий фактический объем потребления цемента в Афганистане составил 6712,6 тыс. т, из которых только 87 тыс. произвели внутри страны, а остальные 6625,6 тыс. импортировали. В последующие два года, по официальным данным, объем импорта сократился в два и более раза (2540 тыс. т в 2015 г.), а объем внутреннего производства относительно возрос.
Афганистан продолжает развивать торгово-экономические отношения со всеми заинтересованными странами, прежде всего такими экономически мощными, как сопредельный Китай. При этом у властей отсутствует возможность проведения экономической политики в области поддержки отечественного производителя, и афганские предприниматели обеспокоены перспективой перехода страны на новый уровень торгового сотрудничества с другими странами. На данный момент афганская промышленная продукция не в состоянии конкурировать с импортными товарами из-за различий в уровнях производительности труда и сравнительно низкого качества.
Неспособность властей взять ситуацию в стране под контроль формирует предпосылки для развития теневого бизнеса, особенно в сфере добычи полезных ископаемых, топливных ресурсов, продажи лесоматериалов, драгоценных и полудрагоценных камней, контрабанды товаров. Общеизвестно, что в этих сферах основными участниками производства и рынка сбыта продукции выступают незаконные бандформирования, а также силы вооруженной оппозиции, борющиеся с официальными властями, прежде всего талибы. Примером может послужить ситуация с незаконной добычей лазурита на шахтах месторождений района Коран и Мунджан провинции Бадахшан. В 2014 г. в этих районах был добыт и контрабандным путем вывезен лазурит на сумму 20 млн. долларов, из которых 1 млн. был заработан талибами, а остальная часть – главами двух местных группировок. В 2015 г., по информации того же источника, общий объем дохода от продажи лазурита сравнительно уменьшился (16 млн. долларов), а доход талибов вырос в четыре раза (4 млн.). По другим данным, непосредственные участники процесса добычи ежемесячно выплачивали талибам дань в размере 440 тыс. долл. для обеспечения безопасности при ведении горных работ. Здесь, помимо влияния неформальных группировок, определенную негативную роль играет и коррупция среди чиновников, работающих в структурах местной и центральной властей, поскольку контрабандой, согласно отчетам, занимаются люди, использующие свое положение в правительстве и связи с талибами.
Основными причинами неразвитости и замедления темпов роста афганской промышленности являются нестабильность, дефицит электроэнергии, сырья, предельно высокие тарифы на электричество, нехватка промышленных парков, коррупция, отсутствие поддержки и стимулов со стороны правительства. По данным афганского Агентства поддержки инвестиций, в стране функционируют шесть промышленных парков («Баграми Индастриал Парк» и «Камари Индастриал Парк» в Кабуле, «Горимар Индастриал Парк» в Балхе, «Шорандам Индастриал Парк» в Кандагаре, «Хисаре Шахи Индастриал Парк» в Нангархаре и «Бост Агрикалчар Бизнес Индастриал Парк» в Гельманде). На конец июля 2016 г. в Афганистане было зарегистрировано: местных компаний – 44972, зарубежных – 2886, а количество занятых в них сотрудников из числа афганцев достигло 937 тыс. человек, а иностранцев – 55 тыс.
По данным 2015 г., страна производит лишь 19 видов товаров первой необходимости, а из 10 тыс. юридических лиц, получивших лицензию на осуществление деятельности, реально функционировали только 776. При этом даже небольшие колебания в политической конъюнктуре могут резко отражаться на состоянии экономики страны. Затянувшиеся президентские выборы 2014 г., по некоторым данным, привели к оттоку 5 млрд. долл. из Афганистана.
На законодательном уровне афганское правительство прилагает некоторые усилия для поддержки и стимулирования внутреннего производителя. Речь в основном идет об изменении нормативных актов, смягчении налогового бремени для отечественных предприятий, использующих в производстве конечного продукта импортное сырье и полуфабрикаты. В рамках этих мероприятий, к примеру, в начале текущего года был снижен тариф на импорт сырья с 10 до 1%.
Тем не менее, сами предприниматели, в свою очередь, утверждают, что власти не меньше других перечисленных выше проблем и негативных явлений препятствуют развитию экономики, своими действиями приводят к бегству капитала. В 2015 г. на конференции, посвященной защите и поддержке промышленности, председатель Союза промышленников Афганистана заявил, что в последние 12 лет власти якобы занимаются только тем, что вопреки существующим нормам и законам проверяют счета предпринимателей, необоснованно требуя от них денежные средства. Также афганские производители говорят о давлении со стороны соседних стран, производящих аналогичную продукцию, поскольку отдельные афганские товары, по их словам, не уступают иностранным по качеству и производятся с более низкими затратами.
Перечисленные все выше проблемы, такие как коррупция, контрабанда товарами и услугами, нездоровый инвестиционный климат, неразвитая производственная инфраструктура, бегство капитала и прочие, становившиеся препятствием на пути развития афганской экономики в целом и отрасли промышлености в частности, являются производными от фактора нестабильности. Поскольку властям не удалось выполнить поставленных еще в первой половине ушедшего десятилетия задач по восстановлению и развитию экономики страны, а также решению внутриполитических вопросов, впоследствии Афганистан рискует столкнуться с еще большими проблемами, способствующими дальнейшей эскалации обстановки, минимизации объемов и без того скудных инвестиций и внешней финансовой помощи.
Правила комментирования
comments powered by Disqus