90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Гонка вооружений в ЦА

23.01.2013 10:21

Политика

Гонка вооружений в ЦА

Все центральноазиатские страны в настоящее время находятся в процессе перемен и проводят твердую политику в отношении своей безопасности.

В первом — январском номере за 2013 год научно-политического журнала «Мир и политика» опубликована статья генерал-майора в отставке, кандидата исторических наук Александра Костюхина «Центральная Азия: отход от России или интеграция в рамках Евразийского союза?», в которой автор оценивает процессы, происходящие в регионе, и рассматривает связанные с ними аспекты политики США и их союзников, а также России. Он подчеркивает, что все центральноазиатские страны в настоящее время находятся в процессе перемен и проводят твердую политику в отношении своей безопасности. Нам данная статья интересна именно тем, что в ней приведен целый ряд данных о тех мерах, которые осуществляются, в первую очередь, властями Узбекистана, Туркменистана и Казахстана для усиления своей военной мощи.

«Многие специалисты считают, что в Центральной Азии нет гонки вооружений, как таковой, но военные бюджеты основных стран (Казахстан, Узбекистан и Туркмения) явно растут. Ситуация вокруг Ирана, милитаризация Каспия, разлад в ОДКБ и вывод войск НАТО из Афганистана накаляют и без того сложную обстановку, которой кроме всего прочего присущи различные двусторонние споры по пограничным вопросам и водным ресурсам, внутренняя нестабильность в Киргизии и другие дестабилизирующие факторы», отмечает автор.



Распад СССР в 1991 году кардинально изменил геополитическую ситуацию в регионе. На Каспии появились новые независимых государства — Азербайджан, Казахстан и Туркменистан. Тогда же мировые державы обратили на этот регион более пристальное внимание. Туда устремились западные компании. Антитеррористическая коалиция под руководством США начала укреплять в Центральной Азии свои позиции. Но даже после ухода в 2014 году коалиционных сил НАТО из Афганистана страны региона не останутся всего лишь пассивными наблюдателями в той игре, которую ведут здесь мировые державы, утверждает автор. США и их союзники уже прорабатывают вопросы, касающиеся, в частности, возможной военной операции против Ирана, размещения в регионе нового военного контингента, а также строительства транскаспийских газо- и нефтепроводов.

Постоянное подчеркивание значения Каспийского моря для мирового энергетического рынка отвлекает внимание от более тревожных проблем Центральной Азии, где возникли коррумпированные режимы, создавшие широкую систему личной власти и где образовался глубокий разрыв между имущими и неимущими слоями населения, создающий, по мнению аналитиков, благоприятную почву для радикального ислама и других экстремистских идеологий.

Преувеличенно оптимистичные оценки энергозапасов Каспия начала 2000-х годов в настоящее время сменились более трезвыми и взвешенными. По независимым данным, Каспийский бассейн имеет немногим больше четверти подтвержденных запасов Персидского залива: пять прикаспийских государств и Узбекистан имеют суммарный подтвержденный и потенциальный запас, равный 560 трлн кубических футов, тогда как подтвержденные запасы Персидского залива — 1923 трлн куб. футов. Таким образом, прямое влияние Каспия на мировой энергетический рынок не является столь же существенным, а если будет доказано, что потенциальные запасы этого бассейна — всего лишь чрезмерные амбиции, то его значение может еще больше уменьшиться, утверждает автор, ссылаясь на мнение американских аналитиков.

Тем не менее, идет настоящая милитаризация Каспийского моря, считает автор.Россия и Азербайджан неуклонно повышают свою военную и промышленную мощь и активно участвуют в торговле оружием, в частности, в области ПВО и морского оборудования. Азербайджан активно закупает высоко технологичное оружие в Израиле (противокорабельные ракеты «Габриэль», боевые БЛА «Херон», « Серчёр» и «Гермес-450», радиолокационные станции «Грин пайн» и т.д.). Иран находится на грани прямого военного конфликта из-за своей неоднозначной ядерной программы.

Согласно данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), военные расходы Киргизии выросли с 44,8 млн долларов в 1999 г. до 79,3 млн в 2008 г. И даже если рост военных расходов кажется незначительным, тем не менее тенденция налицо.

Таджикистан также активно защищает свои национальные интересы, став местом проведения учений «Миссия мира — 2012» в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Экономическая отсталость и политическая слабость делают Киргизию и Таджикистан наиболее уязвимым звеном. Обе страны прошли через серьезные кризисы и все еще находятся на переходной стадии. Недавние события в Таджикистане снова показали, насколько слабы силы безопасности и правопорядка в стране, утверждает автор исследования.

Сегодня, наряду с ситуацией вокруг Ирана, вызывают обеспокоенность активное наращивание вооружения Казахстаном и Туркменистаном, недавний выход Узбекистана из Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и в этой связи будущее организации как инструмента региональной безопасности, а также «благотворительная» раздача Киргизии, Таджикистану и Узбекистану имущества, которое НАТО оставит в 2014 году после вывода своего контингента из Афганистана, что очень напоминает взятку за последующее перераспределение баланса сил в регионе.

Ожидается, что часть имущества останется в Центральной Азии, в основном в Узбекистане, о чем достигнута предварительная договоренность. По сообщению, распространенному EurasiaNet, командование США уже заявило, что устаревшее военное имущество и его излишки, в том числе, трейлеры, автозаправщики, бульдозеры и водовозки, а также медицинское оборудование, средства связи, пожарное имущество и мобильные спортивные комплексы, будут переданы Узбекистану либо бесплатно, либо со скидкой в 50 процентов от его начальной экспортной стоимости. Следует напомнить, что Узбекистан уже получил значительную часть оружия, которое было оставлено после вывода советских войск из Афганистана.

В свете возрастающей угрозы серьезного нарушения баланса сил в регионе центральноазиатские государства вынуждены предпринимать определенные шаги для обеспечения национальной безопасности, что находит свое отражение в увеличении военных расходов, а также в объемах, источниках и масштабах военных закупок.

Казахстан за последние два года принял новый Закон о национальной безопасности, военную доктрину и Стратегию национальной безопасности. Согласно данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), военные расходы Казахстана выросли с 206 млн долларов в 1999 г. до 855 млн долларов в 2008 г. Казахстан стал единственной страной в Центральной Азии, которая по военным закупкам смогла попасть в справочник «Military Balance» (2012), отметивший две важные сделки — 40 систем ПВО С-300 и 20 истребителей МиГ-31, которые были заключены с Рособоронэкспортом.

Факты также свидетельствуют, что за 20 лет независимости военный бюджет Казахстана вырос в 25 раз. По некоторым сведениям, на 2012-2014 гг. планируется потратить 1 трлн 12 млрд тенге (около 6,75 млрд долларов), при этом четверть бюджета 2012 года выделяется на закупку современного коммуникационного оборудования, а также на модернизацию и ремонт военной техники.

Первый ракетный корабль казахского производства водоизмещением 250 тон спущен на воду весной 2012 г. Еще несколько военных кораблей собственного производства будут спущены на воду в течение ближайших нескольких лет. «ЕurasiaNet» сообщает, что Казахстан планирует превратить порт Актау в транспортный узел для перевозок военных грузов из Афганистана, минуя Россию. По данным МИД России, более 15 тысяч контейнеров прошло через порт в 2009-2011 годах, что составляет основную массу грузов, перевезенных по Северной транспортной сети.

Казахстан заинтересован в закупке израильских беспилотных летательных аппаратов (БЛА), в то же время компания «Казахстан инжиниринг» планирует производить беспилотные самолеты совместно с французской «Sagem».

В 2006-2007 гг. Казахстан закупил в Израиле 18 пусковых установок ракет «Lynx», шесть 122-мм самоходных гаубиц «Semser» и 18 120-мм минометов «CARDOM» для установки на своих БТР. Другая интересная сделка касается модернизации танков Т-72 (установка новой оптико-электронной системы) итальянской компанией «Finmeccanica», которая также планирует модернизировать вертолетный парк Казахстана.

У Астаны сейчас 980 танков Т-72, кроме того, в Белоруссии осуществлена модернизация истребителей Су-27 и Су-27UB до уровня соответственно Су-27М2 и Су-27UBM2. В 2011 г. Казахстан закупил шесть вертолетов ЕС-145 «Еврокоптер». Всего должно быть поставлено 45 средних многоцелевых вертолетов. Казахстан также активно развивает военно-техническое сотрудничество с Турцией, Сингапуром, Испанией и другими странами.

Приведенные факты показывают, что Казахстан расширяет свой рынок оружия и укрепляет свои позиции. Он постоянно участвует в совместных учениях в рамках ШОС и ОДКБ и 9 лет подряд проводил на своей территории учения НАТО «Степной орел».

Туркменистан. В начале 2010 года президент Курбанкули Бердымухаммедов подписал указ о развитии туркменского флота до 2015. В настоящее время уже закуплено два корвета «Тарантул», а также 6 РСЗО (реактивная система залпового огня) «Смерч» и 10 танков Т-90. Согласно другим сообщениям, Ашхабад отремонтировал и закупил на Украине военной техники на сумму около 500 млн долларов в обмен на поставки газа. От Украины Туркменистан получил 4 океанских корабля «Калкан-М», 10 патрульных катеров «Гриф» и одну радиолокационную станцию «Кольчуга-М» радиусом действия 600 км.

В 2003 г. Туркменистан арендовал у Ирана 7 катеров береговой охраны и эсминец. Еще один патрульный катер — «Пойнт Джексон» — был закуплен в США. Россия поставила два ракетных катера «Соболь» в дополнение к двум другим катерам типа «Молния». По данным журнала «National Defence», два ракетных катера «Гайратлы» и «Эдермен», построенные по заказу Туркменистана в Санкт-Петербурге, оснащены четырьмя противокорабельными системами «Уран-Е» и двенадцатью пусковыми комплексами «Игла».

«Но зачем Туркмении все это оружие? И с кем она собирается воевать? Иран и Азербайджан, конечно, дают причину для беспокойства. Из всех центральноазиатских стран Туркменистан имеет самые тесные торговые связи с Ираном, во многом благодаря экспорту газа. Президенты обеих стран открыли новый газопровод в январе 2010 г., увеличив поставки газа в северо-восточные провинции Ирана. С Азербайджаном продолжаются переговоры относительно трех спорных месторождений. К этому можно добавить, что у Каспия нет правового статуса, и пограничный вопрос остается неурегулированным. Укрепляя свой флот, Ашхабад показывает, что он ожидает угрозу с моря», — заключает автор.

Узбекистан имеет один из наиболее быстро растущих военных бюджетов в Центральной Азии и, по данным справочника «Military Balance» за 2010 г., является наиболее боеспособным государством в регионе. Военные расходы Узбекистана составляют примерно 1,2 млрд долларов (более 4 процентов от ВВП), при этом страна в последнее время не заключала больших сделок в военной области и тратила эти средства на модернизацию, содержание и техническое обслуживание имеющихся вооружения и военной техники.

Военная политика Узбекистана остается загадкой для наблюдателей. Его военный бюджет растет с каждым годом, что беспокоит его ближайших соседей и страны, не входящие в СНГ. Остается, однако, под вопросом, почему вооруженные силы Узбекистана считаются самыми боеспособными в регионе. Они практически никогда не участвовали в каких-либо больших учениях по линии ШОС и ОДКБ. Судить об их боевых возможностях трудно также из-за отсутствия каких-либо конфликтов в настоящее время, в которых бы участвовала узбекская армия.

Некоторые российские эксперты считают, что причиной высоких военных расходов Узбекистана является сложная социально-политическая обстановка, предполагая, что эта милитаризация связана с планами президента Ислама Каримова подчинить себе (после 2014 г.) афганские провинции, населенные узбеками, а также с извечными конфликтами с соседями Узбекистана — Киргизией и Таджикистаном. Узбекистан периодически портит свои отношения с Таджикистаном по вопросу строительства Рогунской ГЭС. Отношения с киргизами испортились после инцидента в июне 2010 г., когда на юге Киргизии произошли столкновения между этническими узбеками и киргизами. Большинство жертв в этих столкновениях было со стороны узбекского населения, и правительство Киргизии обвиняли в том, что оно недостаточно быстро положило конец актам насилия.

Исходя из вышеизложенного А. Костюхин делает следующие выводы. Как наиболее богатый и стабильный, Казахстан меньше подвержен опасности, по крайней мере пока нынешний режим остается у власти. Как наиболее тоталитарный, Узбекистан на данный момент также сохранит нынешнюю власть. Туркменистан всегда был нейтральным госудраством, но факты свидетельствуют, что страна также активно вооружается.

«Таким образом, если в центральноазиатских странах не произойдет внутреннего взрыва, внешние угрозы также могут дестабилизировать регион. А такие угрозы остаются в регионе, это — терроризм, наркоторговля, контрабанда оружия, сепаратизм, исламский радикализм и экологическая безопасность, о которой эксперты часто забывают, будь то природные катастрофы или доступ к водным ресурсам», говорится в статье.

К тому же, в случае, если Иран будет вовлечен в вооруженный конфликт, каждое центральноазиатское государство встанет перед трудным выбором с учетом географической близости к Ирану и его тесных связей со всеми пятью странами.

«Вероятно, ни одна из них не поддержит Иран и не выступит открыто против него, но скорее всего будут ждать реакции Москвы и Пекина, прежде чем занять какую-то позицию, как это было в случае с вторжениями в Ирак и Афганистан. Труднее всего придется Туркмении и Таджикистану, поскольку Иран имеет тесные экономические связи с первой и этнические — с последним. Из-за своей многовекторной дипломатии Казахстан скорее всего будет выступать за конструктивное решение для всех заинтересованных сторон. Для Астаны все равно, как это произойдет, главное — сохранить внешний нейтралитет. Труднее предсказать, как будет реагировать Узбекистан, поскольку, как известно, Ташкент проводит нестабильную внешнюю политику. Тем не менее, с учетом нынешних обстоятельств, он вполне может принять сторону Запада. Для Киргизии выбор любого варианта действий не имеет значения», утверждает автор.

Источник: http://www.cisnews.org/news/6576-gonka-vooruzheniy-v-ca.html

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

23.01.2013 10:21

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Радбек Бакиевич Ешмамбетов

Ешмамбетов Радбек Бакиевич

Руководитель Аппарата Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
+ 30%

составил рост активов коммерческих банков Узбекистана в 2012 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30