Террористическая группировка «Исламское государство» ищет новых рекрутов в центрально-азиатском регионе
Теракты в Турции, многие из которых инкриминируют выходцам из Центральной Азии, завербованным ИГИЛ, не только служат тому подтверждением, но и, вероятно, являются поводом продемонстрировать территориальные масштабы деятельности радикальной исламистской организации. По оценкам некоторых экспертов, в рядах ИГИЛ состоят несколько тысяч граждан центрально-азиатских государств, в том числе и Кыргызстана. Конкретных данных о численности кыргызстанцев, воюющих на стороне ИГ, нет. Но по самым «скромным» подсчетам, их более трехсот. Опираясь на эти цифры, эксперты предрекают рост проявлений экстремизма в стране. О тенденциях радикальной исламизации, о влиянии на ситуацию внешних факторов и о перспективах борьбы с религиозным экстремизмом в интервью «Регион.kg» рассуждает теолог Кадыр Маликов.
«Регион.kg»: Сообщение о том, что к новогоднему стамбульскому теракту причастен выходец из Центральной Азии, вызвало большой международный резонанс. Почему, как вы считаете?
– На мой взгляд, это повод высветить Центральную Азию, обратить на нее внимание, показать, насколько распространенно влияние «Исламского государства».
«Регион.kg»: Как все это отразится на обстановке в Кыргызстане? Это как-то повлияет на ситуацию с экстремизмом и терроризмом в нашей стране?
– Если говорить не о завтра, а уже о сегодня, то самая главная проблема, с которой сталкивается Кыргызстан – это возвращенцы. Я имею в виду тех, кто участвовал в зоне боевых действий. Теперь они возвращаются в Кыргызстан. Последние теракты в Турции приведут к тому, что власти Турции усилят операции против ИГИЛ на своей территории. Это может привести к еще большим рискам возвращения наших сограждан в страну.
Очевидно, что геополитические процессы на Ближнем Востоке сильно влияют на Центральную Азию в целом и на Кыргызстан в частности. Разгром ИГИЛ, взятие сирийского Алеппо и других городов будут влиять на выдавливание террористических групп в другие страны. Уже сегодня известно, что командиры некоторых группировок перебрасываются на территорию Западной Европы. Что касается наших сограждан, они в большей степени концентрируются в Турции.
«Регион.kg»: Если говорить о терактах в Турции, вы видите за ними только ИГИЛ, или же сценарии, как полагают многие эксперты, боевикам «спускают»? Какова роль Запада в этой ситуации?
– Не хотелось бы этот вопрос поднимать, но это все знают, что многие террористические организации выступают инструментом определенной политики. Это не значит, что они контролируемые и полностью зависимые, но в работе спецслужб, например, создаются определенные условия для террористических организаций, где та или иная организация направляется в нужное русло. Т.е. создаются нужные условия. В той или иной степени этим занимаются все спецслужбы. Но в особенности, и мы это знаем в геополитическом контексте, это входит в региональную политику США. Из ближайших примеров – это «арабская весна», где определенные группы не только создавались, но и получали хорошую поддержку, финансовую и в плане военной логистики, поддержку вооружением от спецслужб Соединенных Штатов, Великобритании – сегодня это уже ни для кого не секрет.
«Регион.kg»: А как сегодня вообще обстоят дела в сфере религии и ее радикальных проявлений в Кыргызстане? В последнее время много говорится об угрозах экстремизма, приводятся фантастические цифры так называемой исламской интоксикации Кыргызстана. На самом ли деле все так страшно?
– Сегодня Кыргызстан занимает первое место среди стран Центральной Азии по угрозе террористических актов и других экстремистских проявлений. Почему? Потому что Кыргызстан сейчас оказался в идеологическом вакууме. Нам нечего противопоставить радикальной идеологии. Сегодня наша мусульманская молодежь фрагментирована, разбита на отдельные группировки – джаматы, каждая из которых пропагандирует какие-то внешние ценности и экспортированные идеи, ориентированные на внешний центр управления. Вербовка проводится планомерно и профессионально. Вербовщики умело используют уязвимые моменты каждого отдельного человека. Но основной их призыв – это апелляция к справедливости.
Опасно и то, что вербовка сейчас активно ведется в Интернете, в социальных сетях, которые невозможно контролировать, как невозможно контролировать и личностные методы вербовки. Эту ситуацию не могут взять под король госорганы и общественные организации. Поэтому есть основания говорить, что процесс радикализации в нашей стране продолжает расти. Если, допустим, в ближайшие годы будет иметь место определенная политическая дестабилизация или какие-то другие кризисные ситуации, это может стать толчком для активизации определенных «спящих ячеек».
Силовые структуры – да, они работают, они пресекают, но проблема в том, что профилактики нет. Та профилактика, которая сейчас проводится, носит поверхностный характер. Во-первых, из-за недостатка кадров. А во-вторых, если вы заметили, исламские ученые – алымы – сейчас не выступают уже против ультрарадикальных идеологий, потому что это связано с угрозой физической расправы, с риском для их жизни, их здоровья, потому что государство, оно не создало условий, не создало гарантий для безопасности имамов, ученых, выступающих против радикальных идеологий. Государство толкает, призывает, обязывает, но не дает гарантий, поэтому ни один сейчас не выступает.
«Регион.kg»: Как может развиваться эта ситуация?
– Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от динамики радикализации, будет зависеть от политической составляющей и от социальной обстановки, от возможностей государства контролировать и моделировать ситуацию. Сегодня мы стоим перед выбором – либо мы позволим продолжаться радикализации, маргинализации, невежеству, либо создадим условия для развития интеллектуального Ислама. Сегодняшняя ситуация в дальнейшем может привести к расколу государства, к утрате светскости и другим негативным последствиям. Поэтому перспектива у нас, не скажу, что страшная, но есть определенные и весьма серьезные риски.
Следите за нашими новостями на Facebook
Правила комментирования
comments powered by Disqus