Как ни старались Нацбанк с правительством удержать инфляцию в рамках официального прогноза 6-8% годовых, по итогам 2016 года она все же вырвалась за верхнюю границу.
Проваленная борьба с инфляцией
На последнем заседании кабмина в 2016 году премьер Бакытжан Сагинтаев констатировал:
«…Одиннадцатый месяц мы грубо так провалили, и я еще раз обращаюсь к акимам регионов, чтобы в декабре мы удержали инфляцию, чтобы остаться в коридоре 6-8%».
Как отмечал 365info.kz в канун того заседания, в ноябре по сравнению с октябрем цены на потребительские товары и услуги подскочили на 1,2%. В годовом выражении, то есть к ноябрю 2015 года, инфляция вышла за верхнюю границу официального прогноза, составив 8,7%, а в среднегодовом (январь-ноябрь 2016 к тому же периоду в 2015-м) оказалась на уровне в 15,2%. Более того, лидером по темпам роста цен с начала года оказалась Астана, где они поднялись на 10,1%.
Несбывшийся прогноз Акишева
Но это обстоятельство, судя по всему, не особо смутило председателя Нацбанка. Ранее он уже доложил главе государства в столице об успехах борьбы с инфляцией, составившей в целом по стране с начала года 7,5%. Такую же бодрую позицию г-н Акишев занял и на упомянутом уже заседании правительства, где сообщил, что «процесс переноса эффекта корректировки курса на внутренние цены практически завершен». Заодно главный банкир страны сделал прогноз о том, что «в ближайшие два месяца инфляция достигнет установленного коридора в 6−8% и будет находиться внутри коридора в течение 2017 года».
Однако к этому времени уже было известно, что высокий уровень инфляции в Казахстане вызвал озабоченность в Москве, точнее, в базирующейся там Евразийской экономической комиссии. Ее коллегия приняла рекомендацию, которая так и называется: «О предложениях Евразийской экономической комиссии по мерам, направленным на снижение уровня инфляции (индекса потребительских цен) в Республике Казахстан».
Обеспокоенность ЕЭК вызвало превышение нашей страной количественного значения показателя уровня инфляции, установленного в Договоре о Евразийском экономическом союзе. Напомним, что в первом квартале 2016 года инфляция составила в Казахстане 15,7%, во втором – 17,3%, а в третьем – 16,6%. В итоге ЕЭК выписала Нацбанку и правительству рецепт в виде комплекса мер по снижению инфляции. В перечень «лекарств» вошли проведение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики с учетом необходимости соблюдения установленного Договором о ЕАЭС уровня инфляции наряду с развитием конкурентного потребительского рынка и секторов экономики, продукция которых имеет высокую долю импорта в структуре потребительской корзины.
Ответ Нацбанка Москве
В ответ на этот «рецепт» Нацбанк 28 декабря опубликовал свой официальный ответ, в котором обвинил ЕЭК в выборочном подходе «к определению целесообразности выработки рекомендаций в случае превышения количественных значений макроэкономических показателей, определяющих экономическую устойчивость государств-членов ЕАЭС».
Контраргументом для Нацбанка стало то обстоятельство, что в 2012-2015 годах другие государства-члены ЕАЭС превышали количественные значения макроэкономических показателей, определяющие устойчивость экономического развития, однако ЕЭК подготовила лишь два документа со своими рекомендациями по этому поводу. До Казахстана такой «чести» удостоился лишь Кыргызстан, в адрес которого ЕЭК приняла рекомендации по мерам по снижению государственного долга. Примечательно, что на момент принятия рекомендаций ЕЭК в адрес Казахстана курировал тему экономики и финансовой политики в ранге члена коллегии Тимур Сулейменов. А в конце 2016 года был отозван из Москвы в связи с назначением министром национальной экономики вместо Куандыка Бишимбаева.
Акимы помогли Нацбанку давлением на монополистов
Вернемся к инфляционным итогам 2016 года. Согласно подсчетам экспертов Комитета по статистике Министерства национальной экономики, за 2016 год потребительские цены выросли на 8,5%, в том числе:
- на продовольственные товары – на 9,7%,
- непродовольственные – 9,5%,
- платные услуги для населения – 6,1%.
В декабре же по сравнению с ноябрем инфляция составила 0,9%. При этом наиболее быстрыми темпами дорожали продукты питания – на 1,7%, далее следовали непродовольственные товары (0,8%) и платные услуги (0,2%). Таким образом, не будучи в силах регулировать ситуацию на товарных рынках, правительство и местные власти помогли Нацбанку, отвечающему за стабильность цен, выкрутиться из сложной ситуации, умерив на время ценовые аппетиты монополистов всех уровней.
Не исключено также, что «сверху» надавили и на статистиков, дабы их выкладки не противоречили официальному прогнозу.
По этому поводу известный экономист Олжас Худайбергенов, старший партнер «Центра стратегических инициатив» (CSI), саркастично заметил в соцсети Facebook:
«Я примерно догадываюсь, как получили цифру в 8,5%. Вначале предложили 8%, но потом подумали, что слишком мало. Потом предложили цифру в 9%, но потом подумали, что слишком много. Решили остановиться на 8,5%».
А другой известный эксперт, Жарас Ахметов, директор «Oil Gas Project», с грустью констатировал:
«Честно и искренне — мне очень жалко наших статистиков. Мало того, что работают за гроши, так еще сколько «левых» данных пропускают, потому что нет у них возможности не то чтобы воспротивиться, просто возразить.
И все-таки цифры не в пользу Нацбанка
В любом случае, если сравнивать данные отечественных статистиков с выкладками их российских коллег, то видно, насколько велика здесь разница не в пользу Казахстана. И это при том, что на Россию приходится более трети импорта товаров в нашу страну!
К примеру, в декабре, когда по утверждению г-на Акишева, «процесс переноса эффекта корректировки курса на внутренние цены» практически завершился, инфляция по сравнению с ноябрем более чем вдвое превысила российскую, составив 0,9% против 0,4% у соседей. По продовольственным товарам разница оказалась еще выше – они подорожали соответственно на 1,7% и 0,6%. Аналогичный разрыв почти втрое сложился и по непродовольственным товарам, цены на которые поднялись на 0,8% и 0,3%. Исключение составили только платные услуги, которые за последний месяц ушедшего года подорожали в Казахстане на 0,2%, тогда как в России – на 0,3%. Так что все сводится к тому, что «рецепт», предписанный Казахстану Москвой, и в самом деле оказался своевременным.
Инфляция в декабре 2016 года в РФ и РК, в процентах
Примечание: * — предварительные данные
Следите за нашими новостями на Facebook
Правила комментирования
comments powered by Disqus