У Гурбангулы Бердымухамедова восемь конкурентов на президентских выборах. Насколько они «опасны» для главы государства, можно судить по ряду признаков предвыборной кампании.
В Туркмении 12 февраля проходят президентские выборы. В третий раз баллотироваться на пост президента страны будет Гурбангулы Бердымухамедов. Формально — это альтернативные выборы. Первые, внеочередные, выборы главы государства состоялись в 2007 году, после смерти Сапармурата Ниязова. Тогда Бердымухамедов — вице-премьер при Туркменбаши — победил пятерых «конкурентов», набрав более 89 процентов голосов.
Семеро против одного
В 2012 году, заменив программу развития республики «21 век — золотое столетие туркмен» своего предшественника на собственную концепцию «эпохи Великого возрождения», Гурбангулы Бердымухамедов вышел на выборы против семи других кандидатов. Эти семеро не набрали против одного и трех процентов голосов.
На нынешних выборах у Бердымухамедова уже восемь конкурентов, утвержденных ЦИК в качестве официальных кандидатов в президенты. Между тем политическая оппозиция, действующая в изгнании со времен Туркменбаши, неоднократно предлагала включить в списки своего кандидата, но в Ашхабаде эти предложения игнорируют. Следует ли при таком раскладе ждать от этих выборов неожиданностей?
Вряд ли, считает лидер Республиканской партии Туркмении в изгнании Нурмухаммед Ханамов. По его словам, «конкуренты» президента проходят отбор в его администрации, и в конечном итоге их утверждает он сам.
«Тут особых изменений по сравнению с прошлыми годами нет, несмотря на количественный рост. На все выборы, включая эти, распространяется единый стандарт: обязательно должен быть представитель каждого велаята (области) и Ашхабада», — поясняет Ханамов.
Плюс к этому кандидаты от партий, которых сейчас стало номинально три — к созданной в 1991 году Демократической партии в 2012 году добавился Союз промышленников и предпринимателей, а в 2014-м — Аграрная партия. «Соответственно, теперь есть по одной кандидатуре от каждой из этих партий, причем от Демпартии идет сам президент», — продолжает он и указывает на то, что единого кандидата от каждой из партий ни на каких праймеризах не выбирают — «спускается одна кандидатура, и все».
Незаметные конкуренты
Конкуренты Гурбангулы Бердымухамедова, чаще всего — это люди малоизвестные в стране,чиновники среднего звена, подчеркивает в интервью DW Ханамов. Например, на этих выборах двое из кандидатов — заместители хякимов (глав областных администраций), есть директора НПЗ и химического предприятия, есть председатель правления банка, и так далее.
«При «назначении» кандидатов в первую очередь играют роль два соображения — это лояльность Бердымухамедову и «незаметность» кандидата. Характерно, что эти «конкуренты» голосуют не за себя, а за действующего президента. Как именно на этот раз их подбирали в администрации, мне не очень известно», — рассказывает оппозиционный политик.
По его словам, есть два варианта. «На тех или иных мероприятиях республиканского масштаба администрация президента среди участников подбирает людей для выступлений и обращает внимание на то, как те себя поведут. По прошествии определенного времени, если человек приглянется, его могут выставить на выборы в качестве «конкурента» президенту. А если в том или ином велаяте не окажется такого человека, то местная администрация должна сама предложить несколько вариантов, которые и в МНБ, и в администрации проверят, а точку поставит в выборе сам президент», — рассказал собеседник DW.
Предвыборная агитация c «подтекстом»
Что касается такого атрибута выборов, как предвыборная гонка, то ее, как и прежде — в 2007 и в 2012, не наблюдается. Нет предвыборных штабов кандидатов, нет публичных дебатов. Программы «конкурентов» главы Туркмении, как правило, представляют собой планы развития именно той сферы, в которой они работают. Они не содержат критики политического курса действующего президента и не озвучивают социальных проблем. Зато все они констатируют грандиозное экономическое и политическое развитие Туркмении за последние 25 лет, то есть за годы правления сначала Ниязова, а затем «главного кандидата» Бердымухамедова.
Сам Бердымухамедов формально отказался от телеэфира в пользу других претендентов на пост президента. Однако на деле туркменское телевидение ежедневно показывает репортажи о встречах главы государства с работниками заводов, военными, спортсменами, студентами; о том, как его приветствуют пламенными речами, цветами, танцами и песнями; о том, как он дарит чабанам телевизоры, рабочим завода — путевки на море, а женщинам обещает подарки к 8 марта. В ответ они клянутся отдать ему свои голоса на выборах. Ни одна газета в Туркмении на время предвыборной агитации не отказалась от ежедневной практики украшать первую полосу портретом действующего президента.
Уважаемый президент
По свидетельствам иногородних студентов, обучающихся в вузах Ашхабада и проживающих в студенческих общежитиях, им запретили уезжать домой в те выходные, которые приходятся на день выборов. Голосовать они будут по месту временной прописки в столице. Кураторы проводят с учащимися встречи, на которых подчеркивают, что явка на выборы должна быть стопроцентной и организованной.
Как сообщил на условии анонимности один из источников DW, на днях преподаватель туркменского Государственного университета, разъясняя студентам, где находится их участок для голосования, буквально сказал: «Там мы будем голосовать за нашего уважаемого президента».
На госпредприятиях проходят планерки, приуроченные к выборам. Сотрудникам некоторых государственных учреждений начальство напрямую говорит, что достойнее, чем уважаемый президент, кандидатов нет. Избирательные участки для досрочного голосования заранее открылись по всей республике. Каждый участок украшают портреты Гурбангулы Бердымухамедова: на коне, на трибуне, на тракторе, с семьей.
А информационное агентство «Альтернативные новости Туркменистана» сообщает, что работники участковых избирательных комиссий обходят жителей для вручения им приглашения на выборы.
Агитация ведется и за пределами республики. Вот один из примеров. Как рассказала DW туркменская гражданка, которая живет в Стамбуле, ей позвонил молодой сотрудник консульства, вежливо пригласил «прийти на выборы «нашего президента» и попросил передать приглашение другим туркменам, живущим в Стамбуле».
Тем не менее, несмотря на агитацию властей, интерес к выборам у населения, судя по сведениям, приходящим из республики, низок. В частности, среди тех граждан Туркмении, которых DW нашла возможность спросить об этом, многие ответили, что голосовать не станут, потому что уверены, что результат предопределен в пользу «главного кандидата».
Правила комментирования
comments powered by Disqus