Основная тема недели в Казахстане была связна не с политическими, а финансовыми новостями. Укрепление тенге и удешевление доллара отодвинул на задний план и конституционную реформу, и земельный вопрос, интерес к которым, похоже, сошел на нет еще до окончания общественного обсуждения проекта реформ, намеченного на 26 февраля.
Тенге укрепился, но доверия не вернул
Казахстанская пресса отреагировала на укрепление тенге громкими заголовками «Курс доллара к тенге понизился до психологической отметки». Что знаменует собой эта «психологическая отметка» – оптимизм, возвращение доверия к тенге или тревожные ожидания очередного падения национальной валюты после непродолжительного укрепления – не совсем понятно. Действительно, никакой эйфории по поводу укрепления тенге в казахстанских СМИ и социальных сетях в течение недели не наблюдалось. В то время как финансовые аналитики прогнозировали, что коридор курса тенге расширится до 310-350 тенге за доллар, казахстанцы недоумевали, почему тенге укрепляется, но продукты, лекарства, бензин дорожают.
Перспективы национальной валюты в целом обрисовываются пессимистичные. По мнению информационно-аналитического портала 365 info.kz, противоречие между укреплением тенге и растущей инфляцией лишь кажущееся – очевидно, в долгосрочной перспективе валюта все-таки сдает позиции.
Экономист Айдархан Кусаинов сделал более оптимистичную оценку происходящему. То, что тенге как сырьевая валюта на фоне повышения цен на нефть укрепляется – это нормальное явление, подчеркивает эксперт, гораздо более важно, что сохраняется низкий курс по отношению к рублю. Это позволяет казахстанским предпринимателям сохранять конкурентоспособность производства.
Антигерой недели
Подлинным разочарованием недели стал Куандык Бишимбаев – экс-министр национальной экономики, бывший любимец СМИ и социальных сетей и некогда самый обаятельный член казахстанского правительства. Интерес к его персоне вернулся после заявления Национального бюро по противодействию коррупции, в котором был обнародован состав вменяемого чиновнику преступления. Как оказалось, бывший министр национальной экономики подозревается в хищении 1 млрд тенге при строительстве стекольного завода в Кызылорде.
До недавнего времени СМИ связывали задержание Бишимбаев с уголовным делом в отношении топ-менеджмента «Байтерек Девелопмента», обвиняемого следствием в получении взяток от подрядных организаций при строительстве арендного жилья в рамках программы «Нурлы жол». Подробности, обнародованные финполом, добавили новые штрихи к портрету болашаковца-министра, выявив еще большую пропасть между медийным образом молодого современного управленца с западным образованием и непрезентабельной реальностью.
Шеф-редактор Esquire.kz Гульнара Бажкенова в колонке для «Радио Азаттык» довольно точно охарактеризовала эмоциональную общественную оценку «дела Бишимбаева». «Арест самого молодого министра в правительстве неожиданно выявил запрос общественности к поколению «Болашака»: они должны быть другими. Честными, неподкупными, прогрессивными». Публицист признает несостоятельность этих «завышенных ожиданий». «Нет никакого смысла разочаровываться в поколении «Болашака» из-за «дела Бишимбаева»: другими молодые чиновники в казахстанских реалиях быть и не могли», - считает Бажкенова.
Любопытно, что скандал вокруг строительства стекольного завода в Кызылорде разгорался давно – на протяжении всего прошлого года проект подвергался критике и со стороны бизнес-конкурентов, и со стороны общественных активистов. Блогер Денис Кривошеев опубликовал у себя на странице пост, в котором подчеркнул свою роль в разоблачении «стекольного лобби».
Остается непонятным, что было первичным – интерес финпола к проекту стекольного завода в Кызылорде и его покровителям в топ-менеджменте НУХ «Байтерек», следствием чего стали «сливы» в СМИ и соцсетях, или это публикации в медиа привлекли внимание следователей Нацбюро по противодействию коррупции, которые позаимствовали фактуру из расследований блогеров. Как бы то ни было, очевидно одно – на уголовное преследование самого молодого казахстанского министра существовал «запрос».
В конце недели адвокаты Бишимбаева выступили с обращением к СМИ, в котором напомнили о том, что «никто не может быть признан виновным в каком-либо деянии, пока его вина не установлена судом», и пригрозили журналистам судами.
Новый лидер оппозиции
14 февраля, в День святого Валентина, в Алматы прошло мероприятие, которое никак не было связано с атмосферой праздника влюбленных – а именно XIII съезд Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП).
Как оказалась, оппозиционная партия тоже созрела для перераспределения полномочий и реформ, хотя формально ее лидер остался прежним.
Как сообщил на своей странице в Фейсбуке член президиума ОСДП Максим Андрюшин, в ходе съезда были внесены изменения в систему управления партии. Председатель партии Жармахан Туякбай передал президиуму политсовета партии часть полномочий организационно-исполнительного характера, оставив за собой выработку общей стратегии развития, идеология и взаимодействие с Социнтерном. На съезде была учреждена должность председателя президиума политсовета, на которую по протекции Туякбая была избрана известный оппозиционный женщина-политик, экс-сенатор Зауреш Батталова.
По мнению политолога Султанбека Султангалиева, высказанному им в интервью интернет-газете Zona.kz избрание Батталовой председателем президиума политсовета, по сути, означает смену лидера партии. «Официально председателем партии остался Жармакан Туякбай, однако введение данного поста, на который избрали госпожу Батталову, навевает на мысль о том, что на XIII съезде ОСДП были созданы предпосылки для официального ухода Жармахана Айтбаевича с политической арены», - считает Султангалиев.
Политолог Марат Шибутов выразил разочарование относительно итогов съезда ОСДП. «По хорошему Жармахану Туякбаю надо просто признать, что из-за состояния здоровья он не может руководить партией и отдать полномочия новому руководству. Тут надо решать: или партия, или личные амбиции», - написал эксперт на своей странице в Фейсбуке.
Впрочем, все эти «судьбоносные» перестановки в руководстве ОСДП остались практически незамеченными СМИ и социальными сетями. Их обсуждения оказалось уделом немногочисленных знатоков партийной жизни в Казахстане.
Герои недели – павлодарские полицейские
Большинство информационных поводов недели так и не оформились в полноценный медийный сюжет, что и определило вялое развитие общественной дискуссии на прошедшей неделе. Немалый интерес вызвала презентация в Мажилисе Парламента законопроекта по вопросам совершенствования правоохранительной системы. Новшеством, вызвавшим наибольший общественный резонанс, стало предложение наделить Комитет национальной безопасности правом расследовать уголовные дела о коррупции в отношении сотрудников специальных органов, антикоррупционной службы и военнослужащих.
Политолог Марат Шибутов, комментируя эту новость у себя на странице в социальных сетях, спрогнозировал новое обострение противостояния силовых структур. «Вот это будет мощно - потрясение и война», - написал эксперт. Однако широкого общественного обсуждения эта тема не получила, что вполне объяснимо ее узкоспециализированным содержанием.
В четверг состоялось первое заседание Общественного совета при Едином накопительном пенсионном фонде (ЕНПФ). Известный политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев, избранный председателем совета, заявил у себя на странице в Фейсбуке, что создание общественного органа при ЕНПФ – это «первая попытка сделать данный фонд более открытым и транспарентным после недавних скандалов». «Мы не волшебники. Тем более у нас только консультативно-совещательный статус. И для многих членов совета и для меня это в первый раз… Все будем делать с нуля. Наша главная задача, сделать деятельность фонда более транспарентной и открытой. В принципе, в этом и состоит основная цель совета. Мы не управляем пенсионными деньгами. Но мы имеем право знать, что с ними происходить», - написал Досым Сатпаев.
Конец рабочей недели принес печальные новости из регионов. В Жамбылской области во время схода лавины погибли семеро военнослужащих.
Другая новость, о том, что в Павлодарской области полицейские, сопровождавшие школьный автобус с детьми, спасли его от столкновения с КамАЗом, развернув свою машину поперек дороги, при всей ее драматичности вызвало волну воодушевление в казахстанском обществе. Поступок полицейских, рискнувших своей жизнью ради спасения школьников, был единодушно признан героическим. Очевидно, что благородство и следование своему долгу – это самая востребованная ценность в казахстанском обществе, уставшем от негативной повестки.
И все-таки в мировых новостных лентах Казахстан появился не благодаря героизму полицейских, а из-за удали казастанских военнослужащих. Ролик о том, как пилоты министерства обороны посадили военный вертолет на трассу, чтобы спросить у дальнобойщиков дорогу до Актобе, обсуждался едва ли не по всему миру.
Правила комментирования
comments powered by Disqus