Визит президента Российской Федерации Владимира Путина в Таджикистан 27 февраля станет третьим официальным по счету и девятым в качестве главы государства. О повестке переговоров официальной информации пока нет.
Пока эксперты предполагают, чем завершится встреча глав двух государств, обычные таджикистанцы надеются на амнистию выдворенных из России таджикских мигрантов, число которых за последние годы достигло 120 тысяч человек.
— Я сама работаю в России. И мне приходилось нелегко. Во-первых, условия пребывания очень сложные, во-вторых, наши права здесь никем четко не защищаются, в третьих, попасть в число "запретников" — это дважды два. Можно оказаться среди таких, работая легально на территории России. И объяснений конкретных тебе о том, почему так произошло, никто не даст. Поэтому мне бы хотелось, чтобы они, в первую очередь, решили нашу проблему, проблему мигрантов, — говорит Умринисо Исмоилова, которая вот уже пять лет работает в России.
Между тем таджикский поэт Миргиёс Ахроров, который работает в правозащитной организации "Трудовой мигрант" в Красноярске, надеется, что по итогу визита президента России в Таджикистан решится главная проблема — будут амнистированы все 120 тысяч невъездных в Россию.
— В СМИ пока говорится о возможности амнистии только 70-80 тысяч "запретников". Но таджикской стороне стоит все же отвоевать снятие запрета для всех 120 тысяч, тем более цена бартера, скорее всего, будет равнозначной, — говорит Ахроров, напомнив о том, что на повестке дня российско-таджикских отношений уже не первый год стоит вопрос присоединения Таджикистана к ЕАЭС.
ЕАЭС и мигранты
Хотя о повестке переговоров между Владимиром Путиным и Эмомали Рахмоном ничего не известно, но вопрос присоединения Таджикистана к ЕАЭС, по мнению экспертов, будет стоять однозначно. Вступление в это объединение, по мнению экспертов, принесет не только много плюсов, но и минусов тоже — наряду с большими финансовыми поступлениями в Таджикистан и внутренней политической стабильностью республики, страна всячески лишится возможности лавировать между различными центрами силы. А Россия поставит точку на этом, надавив окончательно на всевозможные рычаги, и основным из них будут снова мигранты.
— К сожалению, в этой игре уступками и разовыми амнистиями никак невозможно решать проблему трудовой миграции, и это показывает опыт наших соседей — Кыргызстана, — считает эксперт по трудовой миграции Шухрат Латифов. — Если амнистия и уступки в области трудовой миграции станут поводом вхождения в ЕАЭС, то думаю, это будет большой ошибкой.
По его словам, в вопросе с вхождением в ЕАЭС Таджикистан должен ориентироваться только экономическими выгодами и возможностями в этом союзе.
А остальное, в том числе и проблема трудовой миграции, должно решиться в рамках международных норм и конвенций по правам человека.
— Поэтому мы должны по приезду Путина не просить амнистию для 120 тысяч невъездных, а создать нормальную правовую среду, чтобы мигранты не были вынуждены работать нелегально. Также создать условия для защиты прав трудовых мигрантов в России. Поскольку практика показывает, что даже легально работающее трудовые мигранты депортируются с Российской Федерации и нет механизма и возможностей к их обжалованию, — говорит Латифов.
В связи с этим, уверен эксперт, приезд Путина не должен стать поводом для бартеров, особенно в вопросах трудовой миграции, а наоборот, стать лишь возможностью, используя уже имеющие площадки и соглашения, улучшить правовую среду для мигрантов в Российской Федерации.
Правила комментирования
comments powered by Disqus