90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Если б каждый мог говорить на прекрасном кыргызcком языке! Только сначала надо доработать закон

Если б каждый мог говорить на прекрасном кыргызcком языке! Только сначала надо доработать закон

Кыргызский язык очень выразителен. Слова нанизываются одно на другое и, как караван, выстраиваются в стройный ряд, складываясь в прекрасные строки. Красота, художественное многообразие, выразительность кыргызского языка веками выражалась в стихах, прозе в художественных произведениях. В повседневной жизни язык нуждается то в защите, то в поддержке. Сохранение, защита родного языка с помощью закона нужны для того, чтобы передать его в сохранности следующим поколениям, а его распространение расширяет ряды его сторонников. Можно только приветствовать принятие законопроекта

…  о развитии кыргызского языка Жогорку Кенешем. Но в законе много сырых мест,

 и если президент одобрит закон, то возникнет много вопросов вплоть до открытия путей для коррупции.

Читательское сообщество, наверное, уже догадалось, что речь идет о законопроекта «О государственном языке», одобренном парламентом в трех чтениях и отправленном президенту. Подпишет ли президент данный законопроект или наложит вето – это вопрос времени. Пока разберем по косточкам явные несовершенства данного законопроекта.

Кыргызстан – демократическое государство. Во 2-м пункте 16-статьи Основного закона страны четко написано, что граждане нашего государства имеют равные права, независимо от языка, религии, пола. В 8-статье законопроекта особо отмечено: «Президент Кыргызской Республики, торага Жогорку Кенеш/Парламент Кыргызстана">Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Премьер-министр Кыргызской Республики, председатель Верховного суда Кыргызской Республики, председатель Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики, члены Правительства Кыргызской Республики и их заместители, статс-секретари, руководители административных ведомств, государственных органов и органов местного самоуправления и их заместители обязаны владеть кыргызским языком – уметь читать, писать, излагать свои мысли и публично выступать на государственном языке». Определение знаний читать, писать и говорить на кыргызском языке государственными служащими возлагается на национальную комиссию.

С этого места рождается вопрос. Насколько необходимо проводить экзамен по кыргызскому для главы айыл окмоту Алайского или Ак-Талинского районов? Если хорошо знающий свое дело может, к примеру, дать разгадку своего сна на кыргызском языке, но не может грамотно писать, то получается его нельзя брать на работу? Несомненно, в Бишкек чиновник издалека прибудет не с пустыми руками, а с гостинцами. Не откроет ли это возможности для коррупции? В целях научить чиновников разглагольствовать по-кыргызски не превратим ли мы национальную комиссию в очаг коррупции?

В 13-статье предлагаемого законопроекта говорится о необходимости проведения международных, государственных и местных мероприятий на кыргызском языке, обеспечении синхронным переводом в случае необходимости. Мы поддерживаем проведение заседаний парламента и правительства на кыргызском языке. А если министр иностранных дел России встретится со своим кыргызским коллегой? В таких случаях диалог будет вестись, несомненно, на русском языке. И мы должны за это наказать министра иностранных дел? Это во-первых.

Во-вторых, предположим, прошло собрание какого-либо меньшинства. Собрание должно вестись на кыргызском языке или нет? В законопроекте такая ситуация не проясняется. Не приведет ли такое положение к противоречию с демократическими принципами?

В законопроекте есть еще один спорный момент. Написано, что вся реклама должна быть на кыргызском языке. Все это будет контролироваться Государственной языковой комиссией. Если требования не будут выполнены, тогда комиссия подает на определенную компанию в суд и может потребовать санкций вплоть до ее закрытия. Это создает благоприятные условия для конкурирующих компаний. К примеру, одна компания выступает конкурентом моей компании, в таком случае кто гарантирует, что я не могу договориться с Государственной языковой комиссией и добиться закрытия компании? К сожалению, инициаторы законопроекта не придали значения такой возможности.

Вернемся к рекламе. Если требования не соблюдаются, то частные лица будут выплачивать штраф от 5000 до 50 000 сомов, юридические лица – от 50  000 до 500 000 сомов. Возникает вопрос: каким образом? Дело в том, что в административном кодексе нет нормы штрафования за то, что рекламная продукция выполнена не на кыргызском языке.

Особо отмечено, что государственное делопроизводство должно вестись на кыргызском языке и только при необходимости переводиться на другие языки. Но эта норма в корне противоречит с законом «Об официальном языке», так как в данном законе написано, что делопроизводство ведется на официальном и государственном языках в равной степени.

Таких недостатков можно найти еще много. Правильно, было бы прекрасно, если каждый гражданин Кыргызстана мог бы говорить и писать на кыргызском языке. Мы обеими руками голосуем за. Но прежде чем принять законопроект о языке, мы должны исправить недостатки закона. Если президент под давлением общественности подпишет законопроект, то мы создадим в будущем новый коррупционный орган – Государственную комиссию по языку.

И уж затем появятся те, кто скажет: этот закон не годится, надо его изменить. Поэтому необходимо пересмотреть, доработать законопроект и уже после этого представить на подпись президента.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.paruskg.info/2013/05/15/80380

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
300 000

машин зарегистрировано в Бишкеке на начало 2013 года

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Апрель 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30