Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызстана на 2013–2017 годы по итогам четырех лет, можно сказать, провалилась. Большую часть задуманного не реализовали или претворили в жизнь частично, а ведь изначально в документе ставились очень даже амбициозные планы: войти в первую «двадцатку», «десятку», «тридцатку»… Однако цифры по итогам четырех лет не радуют.
Хотели как лучше…
В стратегии было подробно расписано, как уже в ближайшие годы Кыргызстан войдет в список передовых стран по борьбе с коррупцией, развитию экономики, свободе для бизнеса и инвестиций и другим показателям.
Уже в 2017 году Кыргызстан должен был войти в тридцатку стран с наилучшими показателями по международному рейтингу «Ведения бизнеса». В рейтинге Doing Business наша страна занимает 75-е место.
Планировали также войти в ТОП-40 мирового экономического рейтинга, но в 2016 году заняли только 96-е место.
В рейтинге вовлеченности в мировую торговлю остановились на 109-й позиции, хотя ставилась амбициозная задача войти в ТОП-60.
Еще в 2017 году мы должны были оказаться в числе 50 стран по индексу восприятия коррупции. Но оказались во второй сотне. (136-е место).
Что касается Министерства сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации, то до конца 2017 года оно должно было воплотить в жизнь 23 проекта в животноводстве, мелиорации и производстве минеральных удобрений.
Из них полностью реализованы — 9, частично — 5, не реализованы — 9.
Что пошло в плюс
Что же все-таки сделано? Например, реализован проект освоения Бургандинского массива в Баткенской области, где на площади в 2 тысячи 300 гектаров земли проведено орошение, а 1 тысяча 200 гектаров будут застраиваться жилыми домами.
Частично осуществлен вопрос строительства завода по выпуску минеральных удобрений. В 2014 году Минсельхоз планировал построить завод мощностью 300 тысяч тонн, из которых 150 тысяч тонн составит селитра, остальные мочевина.
В итоге построено предприятие по выпуску органоминеральных удобрений вне кормовой подкормки объемом 100 тысяч литров в год.
Такие удобрения не вредят земле, но, увы, аграрии продолжают использовать химические компоненты, импортируемые из ближнего зарубежья, тратя на это ежегодно до $70 миллионов. Да и вред земле все равно наносится.
Провальными оказалось большинство «водных проектов», таких как строительство бассейнов суточных регулирований, водохранилищ, оросительных каналов.
Из-за проблем с орошением только в Джалал-Абадской области в 2016 году остались не использованными 16 тысяч 870 гектаров земель сельскохозяйственного назначения.
Например, канал Беш-Батман в Аксыйском районе завершен, но из-за строительных недочетов еще не сдан в эксплуатацию.
Как пояснили в Минсельхозе, основные причины нереализованных проектов — отсутствие финансирования, долгий процесс выделения даже имеющихся денег, утомительные процедуры согласования, принятия решений.
Наши дороги
Вместе с тем стоит отметить плодотворную работу Министерства транспорта и дорог. Правда, успех этот относительный, потому как некоторые проекты сопровождаются скандалами.
К примеру, транспортники полностью закупили необходимую автодорожную технику (43 автогрейдера, 20 автопогрузчиков, 7 бульдозеров, 3 асфальтобетонных завода).
С запозданием, но реабилитируется дорога Тараз — Талас — Суусамыр. За 4 года проект реализован на 26 процентов.
Реабилитацию дороги Бишкек — Нарын — Торугарт планировали завершить в 2016 году. Ее поделили на три участка, работы финансируют различные ведомства и строят разные подрядчики.
Так, участок дороги с 272 по 365-й километр реабилитирован на 75 процентов, остальные участки завершены.
В целом, все крупные дорожные проекты на стадии реабилитации или завершены.
Что касается модернизации региональных аэропортов «Исфана», «Баткен», «Джалал-Абад», «Кербен», «Каракол», то все усовершенствование закончилось ямочным ремонтом аэродромов в Джалал-Абаде и Исфане. Улучшение данных объектов планировалось за счет собственных средств, которых, как оказалось, недостаточно.
Буксует и «стройка века» — железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Но это проект международный, и один Кыргызстан реализовать его не в состоянии.
Не решается такой локальный железнодорожный проект, как Балыкчы — Кочкор — Кара-Кече. Оно все еще на стадии переговоров, разработок, согласований…
Раз, два, закончили
В сфере энергетики удалось реализовать стратегический проект — построить линию электропередачи Датка — Кемин, которая, по словам специалистов, обеспечила энергетическую независимость страны. Полным ходом идет модернизация Бишкекской ТЭЦ.
На этом, собственно, и все. Больше серьезных проектов реализовать не смогли.
Не успев начаться, остановлено строительство Верхненарынского каскада ГЭС. Пуск 2-го агрегата Камбар-Атинской ГЭС-2 планировали на 2016 год, но пришлось передвинуть до 2019-го. О строительстве Камбар-Аты-1 нет и речи, не слышно и о теплоцентрали на месторождении Кара-Кече.
На днях полномочный представитель правительства в Баткенской области сообщил, что разработана программа развития области на 2017–2021 годы, в которой указано, что только на водные проекты потребуется 28 миллиардов сомов.
Отличная новость, но, учитывая то, как за четыре года реализовывали Национальную стратегию устойчивого развития республики, похоже, что и эта программа, если и не обречена на провал, то будет выполнена лишь частично.
Правила комментирования
comments powered by Disqus