90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Что может дать ЕАЭС малому и среднему бизнесу?

10.03.2017 16:40

Экономика

Что может дать ЕАЭС малому и среднему бизнесу?

«Регион.kg» публикует доклад председателя комитета Торгово-промышленной палаты КР, известного эксперта Кубата Рахимова «Перераспределительный и созидательные мотивы, как факторы интеграции для малых экономик стран ЕАЭС - уроки Европейского Союза для ЕАЭС».

Исходя из теории международной экономической интеграции, региональная интеграция приносит большую выгоду той стране, экономика которой является относительно крупной и развитой для конкретного интеграционного объединения. То же самое верно и в отношении ЗСТ, где страны с крупной/более развитой экономикой получают больше выгоды в абсолютных значениях, чем страны с малой/менее развитой экономикой. В результате возникает диспропорциональное и негармоничное развитие экономик союза, которое, в итоге, приводит к потере конкурентоспособности малых экономик и снижению экономической привлекательности союза. Между тем, дезинтеграционные призывы могут возникать даже тогда, когда, в целом, страна выигрывает от участия в экономическом объединении. Одной из возможных причин негативной оценки союза может быть то, что при оценке выгод от участия в объединении политики склонны прибегать к оценке выгод в абсолютных значениях в сравнении с другими странами. Естественно, при таком сравнении, малые экономики будут заведомо в проигрышном положении.

Роль созидательного мотива для союза

Перераспределительный мотив является лишь дополнением к основному, созидательному мотиву, ведь, по сути, без долгосрочных экономических выгод для страны не имеет смысла участвовать в союзе. Созидательные мотивы определяют цели и задачи союза, то к чему стремятся члены союза. Созидательные мотивы создают долгосрочные и эффективные системы мотиваций для действующих членов союза и будущих его партнеров.

Однако, на примере ЕАЭС можно сделать вывод о том, что внутри союза созидательный мотив (например, снятие нетарифных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и капитала) пока достаточно слабо выражен. Страны неохотно идут на уступки и стремятся сохранить инструменты торгового протекционизма, в том числе, через политику валютного курса. В рамках ЕАЭС пока не планируется создание наднационального органа санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. А это сильнейший нетарифный барьер, который сильно усложняет внутреннюю торговлю.

Опыт Европейского союза

Несмотря на то, что в настоящее время перераспределительный мотив в ЕАЭС является базовой мотивацией участия в союзе для некоторых стран, необходимо продолжить работу по анализу созидательного мотива, особенно в отношении стран с малой/менее развитой экономикой.

Между тем, для решения проблемных моментов в перераспределительном механизме ЕАЭС, на которые мы указали в начале, следует изучить опыт других успешных региональных экономических объединений.

Опыт Европейского союза показал, что использование перераспределительных мотивов (Structural funds и Cohesion fund) для привлечения новых стран в ЕС, особенно в отношении стран с относительно малой и слаборазвитой экономикой (Восточная Европа), является очень эффективным интеграционным инструментом.

Для того, чтобы понять, как работает перераспределительный механизм ЕС необходимо вкратце напомнить структуру доходной и расходной частей бюджета ЕС. Доходная часть бюджета формируется из четырех основных источников:

  • Традиционные собственные ресурсы – импортные таможенные пошлины составили 18,7 млрд евро в 2015 году или 13% от валового дохода ЕС;
  • Доходы от НДС – установлены в размере 0,3% от НДС, уплаченного в стране-члена ЕС, составили 18,1 млрд евро или 12% от валового дохода ЕС;
  • Доходы от валового национального дохода - устанавливаются ежегодно как одинаковое значение процента к ВНД для всех стран ЕС. В 2015 году данный источник составил 100,9 млрд евро или 69,1% от валового дохода, став, таким образом, основным источником доходной части бюджета ЕС. Хотя изначально предполагалось, что он будет выполнять роль некого стабилизирующего (компенсирующего) механизма, когда основных источников дохода будет недостаточно для покрытия всех расходов ЕС.

Что касается расходной части бюджета ЕС, то основную часть расходов в 2015 году занимали субсидии и дотации в сельское хозяйство - 44,9 млрд евро или 30,9% от всех расходов (группа Structural Funds). Далее по объему расходов занимает помощь наименее развитым регионам и странам ЕС для гармоничного экономического развития - 27,8 млрд евро или 19,2% от всех расходов, которые также относятся к группе Structural Funds. А третью позицию по объему занимают расходы на природоохранную сферу и развитие трансевропейских транспортных сетей странам со слаборазвитой экономикой (Cohesion fund) - 12,1 млрд евро или 8,3%. Всего на эти две группы расходов, Structural Funds и Cohesion fund, приходилось более 2/3 расходов бюджета ЕС в 2015 году.

Исходя из структуры доходов и расходов бюджета ЕС можно сделать следующие выводы:

  • Приоритетными направлениями для ЕС являются гармоничное экономическое развитие всех регионов ЕС и стимулирование быстрого завершения переходного интеграционного процесса новых государств-членов ЕС через инвестиции в институциональные реформы и инфраструктурные проекты;
  • Для реализации приоритетных направлений ЕС большую часть расходов берут на себя страны с более развитой и богатой экономикой (Германия. Франция, Великобритания, Италия). Эти расходы закладываются странами в государственный бюджет.

Таким образом, для осуществления полноценной экономической политики гармоничного и устойчивого развития экономики региона, ЕС не ограничивается использованием механизма перераспределения поступлений от ввозных таможенных пошлин, а делает основной упор на отчислениях наиболее богатых членов союза, которые получают большую экономическую выгоду от союза.

Из опыта ЕС следует, что вопрос гармоничного развития всех членов союза является одним из приоритетных задач союза. За более чем полувековое существование ЕС были выработаны эффективные интеграционные механизмы, среди которых особое место занимают структурные фонды поддержки (Structural funds и Cohesion fund).

Как мы определили, перераспределительный механизм играет очень важную роль в успешном развитии регионального экономического объединения, причем на любом этапе его развития. Значимость перераспределительного мотива возрастает с расширением объединения и включением в него новых стран с разным уровнем экономического развития. При эффективном использовании перераспределительного механизма можно добиться более быстрого расширения и устойчивого развития объединения. Однако, по мере того как будет расширяться объединение, созидательные мотивы должны преобладать над перераспределительными, так как большое объединение означает большие экономические возможности и большие рынки для партнеров.

Красноречивым примером является Польша, которая за последние десять лет совершила фантастический рывок в собственном развитии. Ресурсы на строительство тысяч километров дорог, возрождение аграрного сектора, развитие малого и среднего бизнеса Польша привлекла из Структурных фондов ЕС. Сегодня финансирование из Европейских фондов составляет более чем 60 % инвестиционного бюджета страны. Результат, как говорится, налицо.

Следует отметить, что выделяются эти средства не централизованно, а под реализацию конкретных проектов на местах, с последующим контролем расходования. Поэтому любой грамотно составленный и поданный проект может рассчитывать на получение прямых инвестиций, в том числе и безвозвратных. Подготовка таких проектов уже сейчас – разумный подход к стратегированию дальнейшего развития вашего бизнеса. А, возможно, и шанс начать все заново, если потери во время кризиса окажутся необратимыми.

В той же Латвии структурные фонды по сей день выполняют весьма важные функции, например, через агентство LIAA:

LIAA в процессе администрирования структурных фондов Европейского союза выполняет функцию учреждения сотрудничества.

В обязанности учреждения сотрудничества входит участие в разработке документов планирования, оценочных критерий, прием и оценка заявок, мониторинг и контроль проектов. Агентство также распространяет информацию об актуальных и планируемых мероприятиях, осуществляет заключение договоров и платежей.

Поддержка структурных фондов ЕС в первую очередь направлена на образование, технологическое совершенство и эластичность предприятий, а также на развитие науки и исследований, для содействия образованию наукоемкой экономики в стране и укрепление других необходимых предпосылок для долгосрочного экономического развития экономики и жизни жителей Латвии.

Например, с целью способствования развитию инноваций оказывается поддержка созданию центров компетенции, единой системы переноса технологий и технологических инкубаторов. Выделено финансирование для создания новых предприятий высоких и средних технологий, на поддержку в привлечении высококвалифицированной рабочей силы, приобретении оборудования и инструментов для внедрения инноваций в производство, а также поддержку инвестиций в предприятия, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью.

С целью стимулирования развития предпринимательства оказывается поддержка в освоении внешних рынков, в создании кластеров и инкубаторов бизнеса, поддержка консультациям по развитию коммерческой деятельности, инвестициям в малые и средние предприятия на особо поддерживаемых территориях и инвестициям в развития индустриальных площадей, используемых в коммерческой деятельности.

Перераспределительный мотив на примере Кыргызстана

Кыргызская Республика вошла в ЕАЭС на специальных переходных условиях. С октября 2015 года Кыргызстан получает свою долю - 1,9% от общего распределения ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС.

Согласно данным ЕЭК, в последнем квартале 2015 года в бюджет Кыргызстана поступили отчисления от расщепления ввозных таможенных пошлин ЕАЭС на сумму $52,2 млн, что больше на $9 млн от той суммы, которую собрал Кыргызстан за тот же период. Однако, в целом за 2015 год бюджет Кыргызстана недополучил около $188 млн по таможенным пошлинам по сравнению с 2014 годом (относительно 2013 года выпадения составили порядка $130 млн). Причиной этого является снижение объема внешней торговли на - 23,7% (снижение экспорта, без учета золота, на - 21% и импорта на - 27,4%).

Следует признать, что перераспределение ввозных таможенных пошлин не является для Кыргызстана единственным источником поддержки экономики. В 2014 году страна получила единовременную финансовую помощь от России в размере $200 млн. для целей поддержки экономики на этапе перехода в ЕАЭС.

Помимо единовременной финансовой помощи, в 2014 году был создан межгосударственный Российско-кыргызский фонд развития (РКФР), который должен был стать главным инструментом успешной интеграции кыргызской экономики в ЕАЭС. Уставной капитал фонда составляет $500 млн. В соглашении о РКФР, помимо уставного капитала, также заложено выделение Россией $500 млн в качестве льготного кредита. На сегодня, из планируемого $500 млн уставного капитала фонд получил $350 млн, причем $265 млн. из которых размещены в российских банках в виде высоколиквидных ценных бумаг, средневзвешенный доход по которым получается 3,73%. Всего, с момента своего образования, РКФР кредитовал проекты в Кыргызстане на сумму не более 175 млн. $ на условиях срочности, платности и возвратности. То есть из объявленной суммы уставного фонда в 1 млрд. долл. США освоено не более 20%, что говорит о серьёзной переоценке РКФР кредитной емкости Кыргызской Республики на уровне субъектов хозяйствования и на классических банковских условиях залогового обеспечения. Необходим разворот в деятельности фонда по финансированию длинных цепочек стоимости, включая кредиты не только кыргызстанским резидентам, но и крупным компаниям стран ЕАЭС, чья деятельность прямо влияет на экономику КР.

Также приоритетным видится деятельность РКФР по трем направлениям –

  • деятельность как «фонда фондов», например, целевая поддержка Гарантийных фондов КР, а также будущих фондов поддержки экспортеров и крупных сельхозпроизводителей;
  • поддержка проектов государственно- частного партнерства в КР и финансирования инфраструктуры, прямо связанной с индустриальными проектами страны, тем более финансируемой самим же РКФР;
  • проектное финансирование с долевым участием наиболее важных и прорывных проектов в стране по опыту того же ЕБРР.

Основные выводы:

  • Интеграция экономик стран ЕАЭС не должна привести к их изоляции от внешнего мира. Наоборот, пользуясь всеми преимуществами союза, страны должны стремиться к торговле с третьими странами, включая торговлю в рамках ЗСТ.
  • Созидательный мотив должен преобладать над перераспределительным, так как именно он определяет привлекательность и перспективность союза в долгосрочном периоде.
  • ЗСТ должна максимально отвечать интересам стран-членов союза. Необходимо проводить оценку ожидаемых экономических выгод и потерь от ЗСТ в кратко- и долгосрочном периоде отдельно для каждого партнера и, в целом, для всего союза.
  • При возникновении экономических потерь для какой-либо из стран-членов ЕАЭС по причине переориентации торговых потоков в союзе (например, товары субституты), необходимо определить точную сумму потерь и разработать план по компенсации потерь. Данную функцию должна на себя взять ЕЭК.
  • Существующий перераспределительный мотив (распределение ввозных таможенных пошлин) необходимо дополнить структурными фондами, финансируемые по примеру ЕС, для поддержки экономик новых стран-членов союза со слабой экономикой и более гармоничного развития союза.
  • Существующие инструменты финансовой поддержки (РКФР) и разовая финансовая помощь не столь эффективны как Structural Funds и Cohesion Fund.
  • РКФР имеет уникальный шанс по преобразованию в общий евразийский структурный фонд на принципах, подобных европейским Structural Funds, уйдя от двустороннего формата в многосторонний, однако не дублируя работу Евразийского банка развития.

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

10.03.2017 16:40

Экономика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Бактыбек Орозалиевич Калмаматов

Калмаматов Бактыбек Орозалиевич

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
8,1%

рост ВВП Узбекистана в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31