Власти СНГ «проспали» момент, когда их страны наводнили радикальные проповедники. Но остановить разгул религиозного экстремизма и нужно, и можно, считает известный эксперт.
На прошлой неделе в Астане на площадке Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг» состоялся международный видео мост «Религиозный экстремизм: тенденции распространения и практики противодействия». О проблематике мероприятия мы побеседовали с экспертом Центра геополитических исследований «Берлек-Единство», кандидатом политических наук Артуром Сулеймановым.
Почему религиозного экстремизма не было в СССР
— Насколько проблема религиозного экстремизма актуальна для Казахстана и России?
— Религиозный радикализм – это серьёзная проблема и угроза для многих современных государств. В то же время для стран СНГ религиозный экстремизм – это чужеродный феномен, пришедший извне. В советский период такой проблемы фактически не было в силу вполне объяснимых причин, хорошо всем нам известных. В СССР господствовала коммунистическая идеология, которая не признавала религиозных воззрений.
Понятно, что даже в подобных условиях сохранялись конфессиональные особенности населения, но они не играли столь принципиального значения в процессе идентификации и социализации человека.
Тем, что ты относишь себя к христианам или мусульманам, нельзя было накормить семью. В подобной среде ростки религиозного экстремизма не могли прорасти глубоко.
В силу этих причин народы России и других стран СНГ менее ортодоксальны и радикальны в своих религиозных воззрениях.
Однако сегодня ситуация изменилась. Произошли объективные процессы, подчинённые трендам глобализации и демократизации. Во многих странах СНГ было провозглашено право на свободу вероисповедания, отделение религиозных учреждений от государства, невмешательство государства в дела религиозных общин и т. д. С этого времени происходит постепенное формирование фактора религиозного экстремизма.
Просчеты государства
— Получается, что страны Центральной Азии оказались не готовы к тому, чтобы сформулировать ответ идеологии религиозного радикализма?
— Говоря о возникновении религиозного экстремизма на постсоветском пространстве, следует упомянуть сразу несколько причин. Во-первых, это не проработанность нормативно-правовой базы в начале 90-х годов XX века. В Казахстане, например, в законе, регулировавшем религиозную сферу на протяжении почти двадцати лет «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», не содержалось норм, которые бы вводили санкции в отношении религиозных экстремистов. Впрочем, такая ситуация была во многих странах постсоветского региона, и страны Центральной Азии не стали исключением.
Во-вторых, это внешний фактор. Начиная с 90-х годов в странах СНГ открываются религиозные ячейки, спонсируемые из-за рубежа. Так, были открыты учебные заведения, религиозные центры, зарегистрированы религиозные организации.
Государства долгое время реагировали спокойно, до конца не понимая всей угрозы.
В-третьих, и это скорее самое важное, после распада коммунистической идеологии в постсоветском обществе образовался вакуум, который в отсутствии альтернативы начал заполняться экстремистскими и националистическими идеями.
Сильные стороны экстремистской пропаганды
Стоит, наверное, согласиться с тем, что традиционные религии не всегда способны эффективно противодействовать проявлениям экстремизма. Очевидно, что нужна системная работа с участием государства.
Представители многих мировых религий до настоящего времени ограничивались во многом общими и декларативными заявлениями.
А экстремисты работали и работают, как говорится, «на земле». Сегодня экстремистские структуры проникают в молодёжные социальные сети, студенческие сообщества и т. д. Не говоря уже о том, что экстремистскую литературу сегодня можно найти свободно в электронном доступе.
Традиционная религия же во многом стоит на прежних мировоззренческих скрепах. Отсутствует, как мне видится, активная идеологическая борьба традиционного религиозного духовенства с экстремизмом. Но, повторюсь, без участия государства этих проблем не решить.
Почему молодежь идет в экстремисты
— Что делает идеи религиозного экстремизма привлекательными в глазах молодежи Центральной Азии?
— Некоторые причины я уже назвал. До сих пор сохраняется идейный и духовный вакуум в обществе. Люди понимают, что экстремизм, как и любой другой «-изм», не способен решить их проблем. Это лишь способ увести общество от их сути, отвлечь внимание от решения конкретных задач. Активная пропаганда идей религиозного экстремизма ведется в сети Интернет. Это «болезнь» современного мира, поскольку без Всемирной паутины многие из нас не представляют жизни.
Еще одна причина – в низком уровне религиозной грамотности большинства населения, неспособности людей отличать религию от радикального фанатизма. Ослабление системы образования – это отдельная проблематика. Сегодня воспитательная работа в образовательных учреждениях постепенно сходит на нет. Образовательный процесс ограничивается учебной и в лучшем случае научной работой студентов.
Ещё раз повторюсь, но это очень важный момент: долгое время в странах СНГ считалось, что религиозный экстремизм – явление зарубежное, которое не имеет у нас социальной и идейной базы. Но, впрочем, не было и базы для противодействия этой заразе.
Наконец, можно говорить и об экономической мотивации, поскольку молодёжь получает от экстремистских структур и сект финансовую поддержку.
Что предпринимает Казахстан
— Как вы считаете, справляются ли постсоветские государства с вызовами и угрозами религиозного экстремизма сегодня?
— Страны СНГ сегодня принимают адекватные меры по противодействию угрозам религиозного экстремизма. Преодолены многие пробелы в законодательстве, приняты новые законы, программы и концепции. Если говорить конкретно о Казахстане, приняты закон РК «О борьбе с терроризмом», закон РК «О противодействии экстремизму». В целях более эффективного регулирования религиозной сферы жизни общества был принят закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
Согласно этому закону в Казахстане закрываются молельные комнаты в государственных организациях и войсковых частях.
Не допускается создание религиозных структур в государственных органах, организациях образования и здравоохранения и т. д. Закон запрещает незарегистрированную религиозную деятельность на территории республики и предусматривает перерегистрацию религиозных организаций.
Примечательно, что данный закон вызвал критику со стороны ряда зарубежных неправительственных организаций.
Международная правозащитная организация Freedom House, а также Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ заявили, что новый закон нарушает право казахстанцев на свободу вероисповедания.
Что предстоит сделать
— Какие меры помогут снизить угрозу религиозного экстремизма и терроризма в странах СНГ?
— Здесь нужна системная работа государства, традиционных религиозных организаций и общества. Во-первых, традиционное религиозное образование сегодня видится немыслимым без обращения к новейшим информационным технологиям. Необходимо, чтобы будущий священнослужитель разбирался не только в вопросах религии, но и пользовался передовыми достижениями науки. Очевидно, что одно другому не противоречит.
Во-вторых, нужно обратить особое внимание на подготовку духовенства в религиозных учреждениях с опорой на собственные силы, без обращения к зарубежным специалистам. Опять же я возвращаюсь к теме нашего общего исторического прошлого.
Исторически казахи, башкиры, татары, как и другие равновеликие народы СНГ, являются представителями ханафитского течения в исламе, отличающегося умеренностью и высокой степенью толерантности
У нас родственный менталитет, схожая историческая судьба. Наконец, нас сближают взгляды на религию. Зачем нам искать зарубежных идеологов и учителей?
В-третьих, необходимо и дальше сознательно ужесточать правила регистрации религиозных организаций, требуя, чтобы в их учредительных документах была обозначена принадлежность к традиционным религиозным структурам. В-четвёртых, нужно навести порядок в работе с паломниками, организуя поездки к священным местам только через официальных представителей духовных управлений.
В-пятых, необходимо чётко отслеживать, чтобы строительством объектов культурного и религиозного достояния занимались только зарегистрированные религиозные структуры.
Наконец, главное направление профилактики религиозного экстремизма – это эффективная социальная и молодёжная политика в стране. Молодёжь – это наше будущее, именно она оказывается наиболее уязвимой для экстремистских атак. Для этого сегодня особенно важно укреплять институт здоровой и традиционной семьи.
Правила комментирования
comments powered by Disqus