Астана и Ташкент пересмотрят портфель возможностей.
22 марта в Казахстан с двухдневным государственным визитом прибывает президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Ожидается, что по итогам переговоров с Нурсултаном Назарбаевым будет подписан большой пакет документов. Обе страны заинтересованы в активизации экономического и политического сотрудничества, однако говорить о создании геополитической оси Астана–Ташкент эксперты считают преждевременно.
Это вторая региональная поездка президента Шавката Мирзиёева. Не так давно он с государственным визитом посетил Туркменистан (см. «НГ» от 07.03.17). Тем самым глава Узбекистана еще раз подчеркнул, что его внешнеполитический приоритет находится в рамках Центральной Азии. Мировые политические центры, в том числе Москва, оставлены на потом.
На переговорах в Астане, по мнению экспертов, речь пойдет о расширении сотрудничества. В отношениях между Астаной и Ташкентом нет острых углов, решены пограничные проблемы, у них единый подход к использованию трансграничных рек, идентичное отношение к проблеме безопасности региона, экономика одной страны способна дополнить экономику другой. Вдобавок ко всему этому независимый эксперт по Узбекистану Бахтиер Эргашев утверждает, что «Астана и Ташкент не являются конкурентами». В таких условиях сближение просто неминуемо.
Взаимный товарооборот между Казахстаном и Узбекистаном в 2015 году составил около 2 млрд долл., а в ближайшем будущем страны намерены довести этот показатель до 5 млрд долл. Но, как отметил Эргашев, «если рассмотреть структуру этого товарооборота, то получается не очень радужная картина». Уже многие годы основными статьями экспорта Узбекистана в Казахстан остаются природный газ, хлопковое волокно, удобрения, плодоовощная продукция. А в обратном направлении идут в основном зерно/мука, а также черные и цветные металлы. По словам Эргашева, важнейшей задачей на среднесрочную перспективу является диверсификация структуры внешней торговли между двумя странами.
Ключевыми в переговорах в Астане, по мнению Эргашева, станут вопросы совершенствования торгово-экономической и инвестиционной политики, которые должны включать в себя поиск новых форматов более глубоких экономических связей – в частности, через создание условий для формирования новых, не сырьевых производств, формирование цепочек добавленной стоимости, например, в автопроме. Уже есть договоренность по созданию совместного производства (СП) легковых автомобилей, автобусов и грузовых машин. В качестве участников проекта называются ведущие заводы двух стран GM Uzbekistan, «СамАвто» и «Азия-Авто». «Создание совместных автомобильных производств в Казахстане – это попытка узбекских автопроизводителей обойти ограничения на экспорт узбекских легковых автомобилей в рамках ЕАЭС, где в отношении узбекских автомобилей действуют серьезные ограничительные меры, связанные с уровнем локализации производства легковых автомобилей. В результате этих ограничений в прошлом году произошел обвал экспортных поставок наших легковых автомобилей в РФ и РК. И вот новые СП в Казахстане должны позволить автомобилям, выпускаемым GM Uzbekistan, в более льготном режиме производить и продавать эти автомобили на пространстве ЕАЭС», – отметил Бахтиер Эргашев.
Не менее важным на переговорах, как ранее сообщала «НГ» (см. номер от 15.02.17), станет соглашение о пассажирских и грузовых перевозках по трассе М39 через территорию Мактааральского района Казахстана. Дорога была закрыта в 2006 году. Узбекским машинам, чтобы попасть из Самарканда в Казахстан, приходится делать крюк почти в 100 км. Еще один вопрос логистической сферы, который рассмотрят стороны, – формирующиеся мультимодальные транспортно-логистические центры на востоке Казахстана и порты Актау и Курык на Каспии, они могут стать воротами для узбекского экспорта и импорта как на китайском, так и на кавказско-черноморском направлении.
Также будут обсуждаться проблемы безопасности. Как сказал «НГ» научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Притчин, «и для Астаны, и для Ташкента остро стоят вопросы борьбы с терроризмом, преступностью, есть общая угроза со стороны Афганистана». В целом мы можем говорить, что активизация контактов по обеспечению региональной безопасности – это игра с положительной суммой для всех региональных игроков.
Несмотря на совпадение интересов по многим факторам и во многих сферах, эксперты считают преждевременными утверждения о формировании геополитической партнерской оси Астана–Ташкент. «Наверное, успехом было бы достижение такого уровня координации региональных политик Узбекистана и Казахстана, при котором две ключевые страны региона могли бы серьезно влиять на ситуацию в регионе в целом, в том числе по отношению к внерегиональным центрам силы», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. Это, по его словам, относится и к вопросам экономики, где существует огромная ниша взаимополезных возможностей, и к вопросам безопасности в ее реальных измерениях – хоть в водноэнергетической сфере, хоть в противодействии угрозам религиозно-экстремистского и террористического характера. Это не отменяет для Казахстана участия в многосторонних форматах типа ЕАЭС или ОДКБ, напротив, активизация сотрудничества с Узбекистаном только усилила бы позиции Астаны и в этих структурах, объединенные позиции двух стран способствовали бы и эффективности их участия, например, в ШОС.
Правила комментирования
comments powered by Disqus