Правительство Таджикистана определило перечень работ, к которыми запрещено привлекать несовершеннолетних. В правительственном постановлении №110, попавшем в распоряжение «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода), обозначена 31 производственная сфера, где детский труд запрещен. В частности, дети и подростки до 18 лет не могут быть привлечены к работам в горнорудной промышленности, к строительству тоннелей, производству и подаче электроэнергии, добыче нефти и газа и прочим тяжелым и опасным видам деятельности. Однако в список не вошли полевые работы — сбор хлопчатника и других сельхозкультур. В правительственном постановлении отсутствует также запрет на использование детского труда на рынках в качестве арбакешей или мойщиков автомашин.
Согласно исследованиям Международной организации труда, в Таджикистане около 552 тысяч детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет заняты на рынке труда. Как считают эксперты, в последние годы в связи с экономическим кризисом и возвращением трудовых мигрантов из России положение детей в стране ухудшилось.
В прежние годы принудительный детский труд на полях в Таджикистане не раз становился поводом для беспокойства международных организаций. Но после критики мировым сообществом еще в 2006 году президент Эмомали Рахмон запретил привлекать детей к сбору хлопка. Позже министерство образования и науки Таджикистана также вынесло запрет и усилило контроль за привлечением школьников к полевым работам. В настоящее время детей по-прежнему можно встретить работающими на полях, но внеурочное время. Подростки добровольно помогают старшим. Некоторые директора средних школ в районах говорят, что в сентябре-октябре им с трудом удается обеспечить присутствие учащихся на занятиях, поскольку многие дети помогают родителям собирать хлопок.
В то же время примерно 70 процентов населения Таджикистана проживает в сельской местности, и дети, наряду с родителями, в течение 8-9 месяцев вынуждены заниматься земледелием и уходом за скотом. Поэтому, как считают эксперты, официальный запрет детского труда на сельхозработах может вызвать протест самих сельских жителей. К тому же осуществлять надзор за исполнением такого запрета будет почти невозможным.
Многие подростки говорят, что работа на поле и в животноводстве для них — обычное повседневное занятие. По их словам, им даже сложно представить, что в период массовых полевых работ они будут сидеть дома или заниматься другими делами. Так, Абдулкодири Содир, ученик 9-го класса одной из школ Матчинского района, говорит, что помогает семье сознательно: «Отец находится в миграции, старший брат учится в университете в Душанбе. Теперь я глава семьи, и поэтому помогаю в полевых работах маме и сестре. Как это возможно, чтобы моя мама и сестра работали на поле, а я сидел бы дома или был бы в школе?».
Социолог Джовид Джураев, отмечает, что в последние годы уровень использования детского труда на полях снижается, но вместе с тем увеличивается число работающих на рынках. По его словам, исследования показали, что использование детского труда еще нигде не способствовало выходу семьи из бедности.
Правила комментирования
comments powered by Disqus