В казахстанском Парламенте не принято драться, оскорблять друг друга прилюдно, а тем более плескать водой в лицо оппоненту. Депутаты верхней и нижней палат предпочитают решать все вопросы с помощью диалога. Вот только иногда этот диалог напоминает общение людей, если не живущих "по понятиям", то уж точно знакомых с ними.
"По 2012 году цифры, которые вы дали, меня сильно поражают и напрягают…", - начинает свой вопрос сенатор Гани Касымов после того, как правительство и Счетный комитет представили отчеты об исполнении республиканского бюджета за 2012 год.
"Я это говорю, господин министр, в ваш адрес, мне в глаза смотрите сейчас, - обращается Касымов к министру финансов Болату Жамишеву. - За три месяца 80 миллиардов не освоили. Что у нас происходит с выявленными суммами, которые зависают в воздухе?".
Глава Минфина - тот человек, у которого нужно поучиться спокойствию и невозмутимости. Даже на самые колкие замечания и обвинения он отвечает всегда сдержанно и рассудительно. Вот и вызов сенатора Касымова министра нисколько не испугал. Он разворачивает свое кресло в сторону самого "громкого" депутата верхней палаты, давая понять, что сейчас будет отвечать именно ему и никому другому.
"В глаза?" - уточняет председательствующий на заседании глава комитета по финансам и бюджету Сената Парламента Рашит Ахметов.
- Да, - отвечает Жамишев. Перечислив причины неосвоенных кругленьких сумм, он добавляет:
- Я, безусловно, согласен, что те неосвоения, которые не позволяют завершить объект и срывают какие-либо программы, что тут говорить, понятно, что такого быть не должно и деньги должны более эффективно использоваться, и эту критику я принимаю, согласен.
"Молодец, вот настоящий министр", - хвалит Жамишева сенатор Касымов.
Жамишев принимает похвалу, но в своем стиле – сдержанно, с едва заметной улыбкой.
А бывает и такое, что депутаты, отбрасывая условности, вставляют в свою речь, употребляемую в некоторых узких кругах терминологию. На том же заседании по исполнению бюджета один из сенаторов, задавая свой вопрос, называет Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" сокращенно - "самка", но вовремя поправляет себя. Выглядело это примерно так: "Только "самка" эээ "Самрук-Казына" в 2012 году ни одной копейки, ни одного тиына не перечислила в бюджет, тогда как в 2011 году перечислено было 11,6 миллиарда тенге".
В тот же день заседала и нижняя палата Парламента - Мажилис. На пленарном заседании обсуждался законопроект, касающийся совершенствования исполнительного производства. Реплика депутата Турсунбека Омурзакова, адресованная вице-министру юстиции, не оставляет равнодушным спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина.
"Вот мы были недавно с моим уважаемым коллегой Камалом Бурхановым в тюрьме, содержание одного тюремщика в месяц обходится в 130 тысяч тенге", - говорит Омурзаков, но его прерывает Нигматулин.
"Но вы не были там, вы посещали ее", - уточняет председатель.
"Мы посещали, да", - поняв намек, соглашается Омурзаков.
"Как говорят в Одессе - это две большие разницы", - заключает Нигматулин.
Так что Парламент у нас - с понятиями.
Автор: Ренат Ташкинбаев
Правила комментирования
comments powered by Disqus