Политический истеблишмент, в том числе представляющие действующую власть в Кыргызстане, продолжают обсуждать вопросы ужесточения Китаем визовой политики и процедур таможенного контроля в отношении кыргызских перевозчиков.
Кыргызские власти уверены, что после совершенного теракта в отношении посольства Китая в Бишкеке (август 2016 г.) китайские власти ввели негласные правила по ограничению выдачи виз гражданам Кыргызстана.
В частности, около 400 кыргызских водителей большегрузного транспорта не могут оформить документы для въезда в Китай. В этой связи руководством внешнеполитического ведомства республики с 6 марта сего года приняты ассиметричные меры в отношении китайцев.
Кроме того, из-за ужесточения требований властей Синьцзяна к международным перевозкам на территории Китая скопилось более 200 кыргызских фур. При этом представители китайской таможенной службы не дают возможность грузоперевозчикам из Кыргызстана погрузить товар в приграничной зоне.
В свою очередь, Р.Мамасадыков (заместитель председателя ГКНБ Кыргызстана), комментируя данную ситуацию, отметил, что корректировка визовой политики Пекина в отношении стран Средней Азии, обусловлена сложной обстановкой в Синьцзяне.
Справочно: председатель КНР Си Цзиньпин в ходе встречи с делегатами из СУАР на панельной дискуссии в рамках 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 12-го созыва (10 марта текущего года, Пекин) подчеркнул необходимость создания вокруг Синьцзяна «Великой железной стены», подразумевающей «сохранение национального единства, этнической солидарности и социальной стабильности». При этом он призвал власти СУАР проводить политику для «усиления чувства идентичности с родиной, китайской нацией и культурой, Компартией Китая и социализмом с китайской спецификой».
Государственный комиссар по вопросам контртерроризма и безопасности Чэн Гопин в интервью китайским СМИ заявил, что «Исламская партия Туркестана является наиболее серьезной угрозой социальной стабильности, экономики и безопасности Китая».
Тем самым своими действиями Пекин показывает, что китайские власти обеспокоены активизацией деятельности «Исламской партии Туркестана» (ИПТ) в Сирии и Афганистане.
Справочно: члены ИПТ в Сирии участвуют в боевых действиях в составе террористических групп «Джейш аль-Фатх» и «Джабхат Фатх аш-Шам». Уйгурские боевики, перешедшие в ИГИЛ, представляют угрозу западным границам Синьцзяна в связи с деятельностью ее афганского отделения.
По оценкам кыргызской стороны, высокая степень охраны участков государственной границы в горных районах, отсутствие поддержки со стороны уйгурской диаспоры Кыргызстана не позволяют ИПТ и ИГИЛ создать устойчивые коридоры на северо-западном маршруте для переброски боевиков, а также доставки оружия и взрывчатых веществ законсервированным ячейкам в Синьцзяне.
Данные международные террористические группировки планируют повысить эффективность терактов в китайском Синьцзяне посредством внедрения тактики ведения боевых действий т.н. «интихари» и «ингимаси», применяемых в Сирии и Ираке.
Справочно: «интихари» предполагает использование пояса со взрывчаткой и осуществление самоподрыва. «Ингимаси» - применение, наряду с поясом «шахида», стрелкового оружия (ведение стрельбы до полного израсходования боекомплекта, а затем самоподрыв).
В настоящее время в китайском Синьцзяне теракты преимущественно совершаются в виде нападений с применением холодного оружия и автомобильных таранов.
Кыргызские эксперты также полагают, что в настоящее время не наблюдается массового возврата граждан стран Центральной Азии, а также уйгурских боевиков из Сирии и Ирака в центральноазиатский регион и Китай соответственно.
Справочно: по данным кыргызских экспертов, численность китайских уйгуров в группировках ИПТ, «Джабхат Фатх аш-Шам» и «Джейш аль-Фатх» может составлять примерно 5 тыс. человек (из них в «Джейш аль-Фатх» - 4,5 тыс. чел.), ИГИЛ - 700.
Вместе с тем, кыргызские эксперты считают, что несмотря на повышенные меры безопасности, в китайском Синьцзяне не исключается новая волна терактов, в особенности в населенных пунктах южного, центрального и восточного Синьцзяна - округ Кашгар (уезды Шачэ, Ечэн), округ Аксу (уезд Кучэ), Баянгол-Монгольская автономная область (г.Корла, Яньцин-Хуэйский автономный уезд), а также города Турфан и Хами.
Правила комментирования
comments powered by Disqus