Известный политолог, представитель президента в парламенте Орозбек Молдалиев дал ИА «24.kg» интервью относительно кыргызской элиты и нового закона о госязыке.
- В Кыргызстане чиновников обязали знать государственный язык. Как вы думаете, не станет ли это камнем преткновения для нынешней молодежи при приеме на госслужбу? Ведь, как мы знаем, у продвинутой части молодежи рабочим является русский язык. Да и представители новой кыргызской генерации все чаще получают образование за рубежом - в России, Америке и странах Европы. Они не то что не могут изъясняться на кыргызском на политические, экономические темы, но и вряд ли что-то внятное могут сказать на бытовом уровне. Да и те, кто здесь отучился, с кыргызским не в ладах. За 20 лет в плане госязыка было много демагогии, но мало дельной политики.
- Нет, не думаю, что это помешает. Как вы сами правильно заметили, в случае принятия закона знать госязык будут обязаны только чиновники высшего ранга и министры. Сами подумайте, вот министр поехал в Нарын или Баткен - в глубинку, скажем. Как он сможет узнавать чаяния и нужды народа, если не понимает, на что люди жалуются? А на мелких должностных лиц закон не распространяется. Молодежи незачем волноваться. Я очень часто бываю на конференциях за границей и не заметил, чтобы у них были проблемы с родным языком. Раньше они просили привезти газеты на кыргызском, а сейчас, слава Богу, есть сайты на родном языке, где можно черпать всю информацию о событиях в республике.
Да, нужно признать: есть кыргызы, которые не знают своего родного языка. Но не следует забывать, что в КР есть отдельные вузы, которые на должном уровне ведут обучение на кыргызском. К их числу могу отнести Кыргызско-Турецкий университет «Манас», университет «Ататюрк Ала-Тоо», Восточный университет имени М.Кашгари. Мы же, вместо того чтобы винить государство за нерасторопность в языковой политике, должны обучать своих детей как русскому, так и кыргызскому языкам. Так и делаем, более того, молодые люди успешно осваивают и другие иностранные языки.
- Позвольте призвать вас к справедливости: вот Мухаммед Джинна, который многое сделал для развития Пакистана, не знал своего родного языка. То же самое можно сказать и про Индиру Ганди - дочь Джавахарлала Неру, и ее сына Раджива Ганди. Но они же сделали для своей страны на порядок выше, чем их соотечественники, блестяще знающие родной язык. Можете ли вы озвучить имена тех, которые не только часто кричат о необходимости знания госязыка, но и сумели сделать что-то значительное на практике?
- Могу поспорить с вами. Основатель Пакистана Мухаммед Али Джинна был во главе страны всего год, затем он умер. Британская империя начала отступать, и Пакистан как государство в то время только начал формироваться. В таких обстоятельствах о каком госязыке должна была идти речь? Джинна получил образование на английском, и с уверенностью сказать, что он не знал урду, не могу.
Считается, что об умерших говорят только хорошее или ничего. Но все-таки остановлюсь и на Ганди. В 1970-е Верховный суд Индии признал Индиру Ганди причастной к коррупционной деятельности во время выборов. Но она, вместо того чтобы подать апелляционную жалобу, объявила в стране ЧС и посадила всех своих оппонентов за решетку, введя жесткую цензуру на эту тему. Она обвинила своих конкурентов в подпольной деятельности против власти, но позже не смогла доказать это.
Во-вторых, поинтересуйтесь, почему она убила двух своих телохранителей - сикхов? Из-за мести? Не сказать, чтобы и при Радживе Ганди экономическое положение Индии улучшилось. При нем внешний долг страны достиг $70 миллиардов. Были и скандалы финансового характера. Безусловно, он был весомым политиком, но со временем все его недостатки перевесили сильные стороны. Даже если я соглашусь с вами в том, что он управлял страной эффективно, неужели думаете, что этому причина - незнание родного языка?
Хочу отдельно заметить, что языковая политика как во время британской, так и советской империи в отношении подданных была одинакова.
У каждого народа тот лидер, которого он заслуживает. Что касается Кыргызстана, спасибо нашему народу за то, что свергли двух президентов, вставших на авторитарный путь. В результате мы приняли новую Конституцию, избрали новый парламент и нового президента страны.
Да, приходится признать: у нас немало сложностей, но почему мы не говорим о реформах? После апрельских событий тарифы на электроэнергию в КР были снижены, и вот уже третий год цена остается низкой.
В странах Европы из-за глобального кризиса понижают зарплату, пособия. А вот что в Кыргызстане: если в 2009 году средний размер пенсии составлял всего 2,131 тысячи сомов, то в 2012-м мы подняли ее до 4,070 тысячи. Средняя заработная плата в 2011 году у нас составляла 6,161 тысячи сомов, а начиная с прошлого года ее повысили до 10,556.
Все это у нас делается без лишнего шума и гама. В Центральной Азии впервые смена власти произошла мирным путем. Это тоже является предметом гордости нашего народа. В эти успехи внес свой вклад и парламент. Все законы, принятые нардепами, направлены на улучшение жизни народа, защиту прав населения и обеспечение безопасности. Журналисты сами свидетели того, как проходят их обсуждения в парламенте во фракциях.
- Если президент примется создать условия для новой элиты, неужели те профессионалы, которые не знают госязыка, останутся на обочине?
- Все ваши вопросы так или иначе связаны с языковой темой. В таком случае я тоже задам вам встречный. Кто вам сказал, что те, кто не знает госязык, не войдут в элиту? Вас назначили редактором ИА «24.kg» только потому, что вы знаете кыргызский, или все-таки были учтены ваши профессиональные навыки?
Формирование, избрание, смена и уважение элиты - все это очень важно для общества. В политологии под термином «элита» подразумевается высший пласт социальной структуры. Такая элита призвана управлять и развивать науку и культуру. По сегодняшним концепциям под словом «элита» определяется сила, которая держит все в балансе и не позволяет сформироваться тоталитаризму.
Раньше словом «элита» обозначали группу людей - компетентных, с высоким интеллектом и талантливых. Сейчас это понятие считается устаревшим, сейчас элита - это группа, у которой есть реальная власть и влияние.
- В мире есть институты, которые готовят лидеров-управленцев. В Европе появилось даже движение «ЛидерXXI века», которое оказывает содействие одаренной молодежи, способствует получению ей хорошего образования на средства специальных фондов или неких политических сил. У нас же партий - пруд пруди, но в их числе нет ни одной, которая заботилась бы о подготовке кадров государственного масштаба. Наоборот, у нас принято первыми вносить в партийный список имена толстосумов, а не образованных людей, вследствие чего во власть приходят некомпетентные люди. Какова будет стратегия власти в этом направлении?
- Как-то я спросил у Шигеки Хакамада о том, как Япония смогла так быстро восстановиться после Второй мировой войны. Он ответил следующее: «Из этой трагедии мы вынесли большой урок. Япония отправила молодежь на стажировку и для получения образования в западные страны. В результате реформ в образовательной системе неспособные ученики не смогли получить возможность поступить в вузы. На основе этих реформ и при поддержке других государств мы смогли войти в список передовых держав».
У стран Европы выработана своя методика подготовки госкадров. К примеру, Франция готовит будущих чиновников в школе Национальной администрации, основанной еще в 1945 году.
В Кыргызстане молодых специалистов принимают на госслужбу в результате конкурсов. Этим занимается Государственная кадровая служба. Почти все претенденты неплохо владеют иностранными языками. Как вы сами знаете, у нас госслужба не в почете, и об этом всем известно. Только в 2011 году три молодых специалиста, работающие в моем отделе, из-за низкой зарплаты ушли в НПО и международные организации. Еще двое по разным причинам отказались работать у нас. Конечно, желающих прийти на госслужбу тоже много, но не все отвечают нашим требованиям. Вот вас тоже после апрельских событий 2010-го приглашали, но вы отказались, сославшись на то, что вы свободный журналист.
Государство не вправе вмешиваться во внутренний устав партий. Кстати, за эти партии мы с вами проголосовали три года назад. Я уверенно могу сказать: все представители молодежи, пришедшие в парламент, - это лучшие люди. У каждого из них своя позиция, они патриоты, активные. Они могут нравиться не всем, но мы должны считаться с их мнением и позицией. В этом и суть политической конкуренции.
В этом году мы приняли Национальную стратегию устойчивого развития страны, рассчитанную на 2013-2017 годы. Государственная программа «Кадры XXI века» также работает. Подробнее об этом можете узнать через отдел социальной политики.
Правила комментирования
comments powered by Disqus