В Пекине прошел международный форум «Один пояс – один путь», призванный продемонстрировать растущее влияние модели развития современного Китая, глобальный характер предлагаемой им стратегии сотрудничества. Стратегия КНР состоит в выстраивании двусторонних отношений с отдельными странами в разных регионах мира, в зависимости от их значимости для развития китайской экономики.
14-15 мая в Пекине прошел международный форум «Один пояс – один путь». Мероприятие было призвано продемонстрировать миру растущее влияние и успешность модели развития современного Китая, глобальный характер предлагаемой им стратегии сотрудничества. Стратегия КНР в настоящее время состоит в выстраивании двусторонних отношений с отдельными странами в разных регионах мира, в зависимости от их значимости для развития китайской экономики.
В своей речи лидер КНР Си Цзиньпин заявил, что глобальная торговля и инвестиции будут соединять нации по Новому Шелковому пути через экономическую кооперацию и развитие инфраструктуры. На 113 млрд. долларов будут увеличены бюджеты фондов и банков, работающих по проектам ЭПШП. Китайский лидер выступил против политики протекционизма и заявил об открытости инициативы «Пояса и пути» для всех, необходимости более сбалансированного развития мировой экономики и сокращения разрыва в уровне материального благосостояния между разными регионами мира. Си Цзиньпин отметил необходимость расширения взаимного сотрудничества, устойчивой перспективы в области безопасности и решении острых проблем через политическое урегулирование. Китай намерен работать с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, Новым банком развития и Всемирным банком для поддержки проектов «Пояса и пути».
В своем выступлении китайский лидер заявил, что Китай не будет следовать старому методу геополитических игр, а создаст новую модель взаимовыгодного сотрудничества. Она была образно названа «большой семьей с гармоничным сосуществованием».
Си Цзиньпин назвал инициативу «Пояса и пути» соединением стратегий развития других стран и дополнением преимуществ друг друга. Китай готов поделиться своим опытом развития со всем миром, без вмешательства во внутренние дела других стран и без экспорта своей социальной системы и модели развития.
В заключение речи Си Цзиньпин заявил о строительстве открытой платформы, защите и развитии открытой мировой экономики, совместном создании благоприятной среды для открытости и развития, стремлении к справедливой, разумной и прозрачной международной торговой и инвестиционной системе.
Вместе с тем, Пекинский форум выявил существование разных образов будущего Евразийского континента. Россия продвигает постепенное сопряжение ЕАЭС и программы ЭПШП КНР, увязывание его с коридором Север-Юг за счет включения в него Индии и Ирана и создание Большой Евразии как пространства общего развития и неделимой безопасности. Китайский вариант стратегии предполагает создание транзитного коридора для экспорта-импорта и экономического сотрудничества в интересах приоритетного развития КНР.
По словам президента России В. Путина:
«Евразия способна выработать и предложить содержательную и позитивную повестку. Это касается обеспечения безопасности, развития отношений между государствами, организации экономики, социальной сферы, систем управления, поисков новых драйверов роста. Россия видит будущее евразийского партнёрства не просто как налаживание новых связей между государствами и экономиками. Оно должно изменить политический и экономический ландшафт континента, принести Евразии мир, стабильность, процветание, принципиально новое качество жизни. В этом отношении большая Евразия – это не абстрактная геополитическая схема, а, без всякого преувеличения, действительно цивилизационный проект, устремлённый в будущее».
Концепция проекта Большой Евразии, предлагаемая Россией, включает широкий круг разных организаций и инициатив – ЕАЭС, «Один пояс – один путь», ШОС, АСЕАН. При этом ЕАЭС постепенно формирует общую внешнеэкономическую политику глобального характера – обсуждается создание зон свободной торговли со странами, расположенными вне континентальных границ Евразии: Чили, Египет, Сингапур.
Страны Центральной Азии, оказавшиеся местом сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути, пытаются встроиться в предлагаемые им условия. Больше всего это удается Узбекистану и Казахстану, что связано с их удобным географическим положением, обладанием природными ресурсами и значительными размерами национальных экономик. Выступая на форуме, президент Казахстана Н. Назарбаев заявил:
«Сейчас, когда видны определенные контуры Шелкового пути, нужна совместная стратегическая координация этой макрорегиональной кооперации. Реализация инициативы Шелкового пути позволяет по-новому позиционировать целые регионы, в том числе Центральную Азию в глобальном контексте».
Лидер Узбекистана Ш. Мирзиёев в своем выступлении сказал:
«Мы рассчитываем на реализацию в нашем регионе, где сосредоточены богатейшие природные, производственные и человеческие ресурсы, крупных проектов в сфере транспорта, торговли, инвестиций, энергетики и высоких технологий».
Президент Кыргызстана А.Ш. Атамбаев отметил в своей речи:
«”Один пояс – один путь” открывает новые возможности и большие перспективы. А для Центральной Азии и в частности для Кыргызстана это возможность выхода к морю».
Этот процесс подтверждается значительным объемом китайских инвестиций в экономики указанных стран, которые станут больше после прошедшего в Пекине форума. На форуме между Китаем и Узбекистаном было подписано 105 соглашений общей суммой 23 млрд. долларов. Подписанные документы связаны с энергетикой, нефтепереработкой, модернизацией электростанций, сельским хозяйством, транспортом и других областей. Казахстан и Кыргызстан не получили новых крупных проектов. В форуме не участвовали официальные делегации Таджикистана и Туркменистана.
Государства Центральной Азии являются важным компонентом китайской стратегии как один из транзитных коридоров, а также в силу наличия у региона протяженной общей границы с Китаем (с ним граничат Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан). Причем вся граница между регионом и Китаем приходится на Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), ускоренному развитию которого Пекин уделяет пристальное внимание и значительные ресурсы.
Кроме того, республики Центральной Азии за счет участия в Экономическом поясе Шелкового Пути пытаются балансировать между Россией и Китаем. Но пока ожидания от китайских инвестиций гораздо больше, чем сами вложения, а Пекин продвигает и реализует в регионе проекты, которые способствуют преимущественному развитию китайской экономики и экспорту ее продукции.
По данным МИД РФ, накопленные инвестиции России в регионе составляют 18 млрд. долл. США (в т.ч. 47% - в ТЭК, 22% - цветную металлургию, 15% - телекоммуникации).
Отсутствие на пекинском форуме США и нескольких тесно связанных с ними крупных стран, демонстративное неучастие официальной делегации Индии в форуме и отказ стран ЕС подписать заранее согласованную с Пекином совместную декларацию показывают, что продвигаемая китайская стратегия вызывает серьезное беспокойство у ряда соседей и конкурентов Китая. В настоящее время Западу нечего предложить в ответ на китайскую инициативу «Один пояс – один путь». Проект Тихоокеанского партнерства, активно продвигавшийся предыдущей американской администрацией, был отозван новым американским президентом Д. Трампом. Конечный вывод о судьбе проекта его оппоненты будут делать по итогам первых результатов стратегии, которые должны будут проявиться до конца этого десятилетия.
Правила комментирования
comments powered by Disqus