Форум стран-участниц Евразийского экономического союза «Антитеррористическая борьба государств ЕАЭС: совместный опыт, реалии и перспективы» прошел на минувшей неделе в Бишкеке. Он стал первой попыткой оценки террористической угрозы на пространстве ЕАЭС и ее влияния на развитие евразийской цивилизации.
Один из организаторов Антитеррористического форума – сопредседатель киргизстанского Клуба региональных экспертов «Пикир» Игорь Шестаков – объяснил актуальность поднятой проблемы тем, что «без вопросов обеспечения безопасности вряд ли можно говорить об успешной реализации экономических проектов в рамках Евразийского союза».
Инициативу киргизских экспертов поддержали госструктуры республики, международная ассоциация ветеранов спецподразделения «Альфа» и фонд «Евразийцы – новая волна».
На призыв киргизского экспертного сообщества обсудить возможность террористических корректур проектов ЕАЭС откликнулись эксперты из Белоруссии, Казахстана и России. Их мнение внимательно выслушали и поделились своим видением ситуации представители государственных органов власти, в том числе силовых структур КР и киргизского парламента.
Об угрозе, которая рядом
ЕАЭС, как известно, был создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Нарушение стабильности развития как раз и есть одна из целей международного терроризма. Удар может быть нанесен в любой момент, по любому из членов союза. Он, без сомнения, нарушит равновесие всей формируемой новой евразийской экономической модели интеграции, а значит, и ее членов.
Киргизия для проведения форума, который был призван дать толчок аналитической мысли в странах ЕАЭС, избрана была не случайно: республика в этом году председательствует в Союзе, да к тому же с недавних пор заняла позиции его южного форпоста.
Президент России Владимир Путин 9 июня с. г. в ходе саммита лидеров ШОС заявил: «По имеющимся данным, ИГИЛ готовит новые планы по дестабилизации Центральной Азии и южных регионов России, поэтому нужно укреплять координацию спецслужб государств Шанхайской организации сотрудничества, в том числе по линии региональной антитеррористической структуры». Российский лидер предупредил: «В странах ШОС созданы и действуют подпольные ячейки игиловцев – это показало расследование теракта у нас в России, в Петербурге».
Руководство России не скрывает, что его настораживают «попытки обосновавшихся на афганской земле террористов распространить свою преступную деятельность на наши государства», в связи с чем оно с особой тревогой поделилось с руководством государств ШОС имеющимися сведениями.
Упреждая заявление российского лидера, министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу 7 июня на совещании Совета глав военных ведомств государств-участников ШОС сообщил об усилении российских военных баз в Киргизии и Таджикистане новейшим вооружением. Цель подобного шага вызвана стремлением пресечь террористическую активность из Афганистана.
Внимание – человеку
За примерами того, что угроза терроризма не является мифом для стран ШОС и ЕАЭС, хозяева дискуссионной площадки бишкекского Антитеррористического форума далеко ходить не стали, а детально раскрыли ситуацию на собственном опыте.
Секретарь Совета безопасности КР Темир Джумакадыров заявил: «Терроризм является реальной угрозой для Киргизии. За первые месяцы 2017 г. задержаны несколько человек, которые готовили теракты на территории Киргизии. Государственный комитет национальной безопасности и Министерство внутренних дел республики работают на опережение и не допускают того, что происходит в некоторых странах».
Сделав важное заявление, он поделился статистикой: в 2016 г. в Киргизии были предотвращены 17 террористических атак. В ходе 8 антитеррористических атак были уничтожены три члена международных террористических организаций, изъято значительное количество оружия, самодельных взрывных устройств, около сотни человек понесли ответственность за противоправную экстремистскую деятельность.
Ранее, признал секретарь Совбеза, государство уделяло недостаточно внимания религиозной сфере, что привело «к радикализации и экстремизму», но в 2014 г. президентом Киргизии была поставлена задача выработки Концепции государственной политики в религиозной сфере. «После принятия данной Концепции Киргизия начала вести системную работу в этом направлении», – сообщил Т. Джумакадыров. Мало того, республика «может являться примером поиска новых методов работы с населением, а также позитивного сотрудничества с религиозными лидерами для достижения общих целей устойчивого развития».
Мысль о совершенствовании работы с населением присутствовала фактически в каждом выступлении участников форума. Предлагалась даже идея выработки идеологии антитеррористической борьбы. Ведь террористические структуры стратегическим направлением избрали борьбу за сердца и умы людей, применяя в этом наступательные, активные формы работы.
«Проиграем на идеологическом направлении, проиграем будущее», – считает президент киргизского отделения Ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» Юрий Погиба.
Представитель Антитеррористического центра ГКНБ Киргизии Серик Абиев, оценивая ситуацию в стране, подчеркнул, что «деструктивные действия террористов адаптируются к новым реалиям», поэтому киргизские чекисты рассчитывают на расширение сотрудничества с антитеррористическими структурами СНГ, ОДКБ, ШОС, а также на взаимодействие в рамках ЕАЭС.
Положительным он назвал опыт взаимодействия Киргизии и России в сфере кибертерроризма, отметив факт: «Мы не раз ощущали поддержку со стороны российских коллег по блокированию интернет-ресурсов, сайтов, которые носят деструктивный элемент и содержат информацию радикального характера».
Еще один пример взаимодействия, теперь уже с гражданским обществом, раскрыл представитель 10-го управления МВД Киргизии Эрлан Бакиев. По его сведениям, в республике свыше тысячи киргизстанских школьников и студентов принимают участие в инициированном правоохранительным ведомством и фондом «Евразийцы – новая волна» проекте «Интернет-патрулирование». «Цель патрулирования, – сообщил силовик, – мониторинг открытых источников в интернете для выявления контента, содержащего экстремистскую направленность».
Террористическую ситуацию в стране Эрлан Бакиев охарактеризовал несколькими цифрами: за последние семь с половиной лет правоохранительные органы зафиксировали 1,6 тыс. преступлений, связанных с экстремизмом. Из них 313 случаев имели религиозную экстремистскую направленность, уголовные дела возбуждены по 102. Еще одна цифра: около 2 тыс. киргизстанцев находятся на учете в правоохранительных органах как участники или сторонники различных экстремистских организаций.
А вот дополнительные факты, которые доказывают необходимость экстренного обращения взора на работу с людьми. В Киргизской ССР действовало 39 мечетей. В современной Киргизии их больше 2900 плюс 102 медресе и 9 религиозных вузов. В интернет-пространстве действуют «интернет-имамы». Участников форума заинтересовал вопрос, какого рода посылы отправляют служители культа в адрес общества.
К антитеррористической стратегии ЕАЭС
В ходе работы форума киргизстанцы были конкретны в своих оценках, а их суждении приближены к повседневной практике борьбы с терроризмом. Тот же С. Абиев, понимая особое территориальное место Киргизии в ЕАЭС, предложил все вопросы антитеррористической деятельности решать во взаимосвязи и комплексно. Это означает, что внимание к интернет-пространству, о которой чаще всего вспоминали участники форума, не исключает заботу о границе: для Киргизии актуальна проблема совершенствования технических средств пограничного контроля, поэтому существует потребность координации действий пограничников на границах евразийского пространства.
Эту же тему развил депутат киргизского парламента Бахадыр Сулейменов. Впрочем, у народного избранника оказалось достаточно много вопросов и предложений по теме форума. Он посетовал на то, что в стране не хватает грамотных теологов, способных оказать своевременную помощь гражданам в вопросах религии. При этом во взаимоотношениях с религиозными структурами, по его мнению, необходимо осуществить защиту светского характера государства, закрепленного в Конституции республики.
Обеспокоен депутат и участием граждан Киргизии и других государств Центральной Азии, завербованных террористами, в боевых действиях в Афганистане, Сирии, где они проходят военную и идеологическую подготовку, но могут быть переброшены в регион или к соседям, к чему нужно быть готовыми и иметь арсенал превентивных мер.
В 2016 г. МВД Киргизии сообщало, что более 500 граждан республики воюют в Сирии на стороне террористов ИГИЛ. К тому моменту, по словам силовиков, свыше 30 человек погибли в боях, 40 уже вернулись на родину.
Анализ, сделанный Б. Сулейменовым, показывает, что в последние годы идет неуклонный рост участия женщин в экстремистской, террористической деятельности. По его данным, если в Киргизии доля женщин в совершении преступлений экстремистской направленности в 2009 г. составляла 1,1%, то в 2016 г. она возросла до 20%.
Другая проблема связана с вопросами миграции. В Киргизии официально признаны террористическими или экстремистскими 18 организаций. В то же время в государствах ОДКБ в списки запрещенных входят более 50 организаций. «Это не может не тревожить, учитывая исторические миграционные особенности отношений между государствами ЕАЭС», – обратил внимание участников форума Б. Сулейманов.
Вывод народного избранника: странам ЕАЭС нужна самостоятельная антитеррористическая стратегия, адаптированная к новым условиям современности. Депутат исходит из того, что обеспечение высокого экономического уровня развития невозможно без соответствующего уровня антитеррористической безопасности, причем возникающие угрозы не могут быть решены только военными способами или силами отдельных государств.
Транснациональная организованная преступность, международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, наркоторговля, коррупция и, как следствие, отмывание денег преступного происхождения являются мировой повседневной реальностью. «В этой связи я считаю своевременным разработку нового актуализированного договора государств-участников СНГ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», – подчеркнул Б. Сулейманов.
Очевидно, что террористическая угроза в ближайшей перспективе будет иметь тенденцию к усилению. Токон Мамытов, советник премьер-министра КР, председатель Ассоциации народа Кыргызстана, привел неутешительный прогноз: «В 2022-2023 годах человечество может столкнутся с фактами ядерного и биологического терроризма». Ссылаясь на выводы и рекомендации экспертной группы ООН, исследовавших эффективность борьбы с терроризмом в течение последних пяти лет, он предложил развернуть работу по выработке антитеррористических мер, исходя из понимания того, что:
– правительства и народы проигрывают экстремистам и террористам, потому что проиграна борьба в вопросе социализации. Проблема кроется не столько в социально-экономических трудностях, сколько в появлении в современном обществе опасного стереотипа: бедный человек – это несчастный неудачник, в то время как у террористов он – родной брат, друг, с которым нужно делиться последним куском хлеба.
– уровень образования и культуры населения катастрофически падает;
– борьба с терроризмом не даст результата до той поры, пока государства не создадут эффективную национальную систему противодействия радикализму, экстремизму, терроризму;
– у терроризма есть источники существования и развития, которые следует определить;
– нельзя делать акцент в антитеррористической борьбе только на силовые методы.
О последнем аспекте заставило задуматься событие, произошедшее во второй день работы форума: в селе Жаны-Жер Чуйской области Киргизии его участники почтили память киргизстанца – российского офицера Андрея Велько. Он геройски погиб при освобождении заложников в Беслане. Подумалось, а что если бы аналитическая мысль работала на опережение, становясь основанием для принятия конкретных и оперативных решений и мер, может быть, тогда не надо было бы бойцам антитеррора становиться героями… посмертно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus