Законопроект об ужесточении правил получения религиозного образования за рубежом позволит защитить казахстанскую молодежь, не дав ей стать «пушечным мясом».
Министерство по делам религий и гражданского общества Казахстана готовит законопроект, в котором будут ужесточены правила получения богословского образования за рубежом. Политолог Султанбек Султангалиев считает эти меры необходимостью. По его наблюдениям, система, которая функционирует в сфере получения богословского образования за рубежом, представляет собой реальную угрозу заражения казахстанских студентов идеями религиозного экстремизма.
Воздействие через неокрепшие умы
— Судите сами: молодые, еще не окрепшие умы без солидной базы религиозных знаний и при отсутствии непосредственного контроля со стороны опытных отечественных наставников отправлялись на учебу в иностранные учебные заведения, где очень легко можно попасть, и попадали, под чуждое влияние. В Саудовской Аравии, Египте, Катаре, Ираке, Турции существуют различные течения и школы в исламе, которые конкурируют между собой. Естественно, они прилагают максимальные усилия для расширения своего проникновения в разные страны, особенно на территории бывших азиатских советских республик, которые представляются им благодатной целиной.
Самый простой и эффективный метод проникнуть к нам — воздействовать приехавших учиться молодых неопытных богословов из этих стран, — считает он.
Эффективный «заслон»
По словам Султангалиева, на сегодняшний день исламский мир не просто расколот, он переживает фазу ожесточения внутреннего противоборства. При таких условиях активизируется и принимает агрессивные формы вектор распространения влияния противостоящих идеологий. А пушечным мясом в такой борьбе становится именно молодежь.
— Если касаться исключительно религиозного аспекта, конечно, законопроект сможет поставить эффективный заслон попыткам проникновения и распространения экстремистских идей в нашем мусульманском духовенстве. Однако религиозный экстремизм — это комплексная проблема, которую нововведениями в работе ДУМК и материальной поддержкой имамов решить невозможно, — уверяет политолог.
И начинать нужно со школы, с повышения качества среднего образования в стране, которое «издергано» бесконечными непродуманными реформами. Также крайне важными задачами являются:
- повышение благосостояния жителей села,
- развитие сельской инфраструктуры,
- которые немыслимы без общего подъёма сельского хозяйства и всей экономики в целом.
Но нужны комплексные меры
— У молодежи должны быть перспективы духовного, материального и социального роста.
Только тогда мы сможем говорить о том, что угроза распространения религиозного экстремизма среди молодого поколения казахстанцев сведена до минимума, — говорит Султангалиев.
Также он отмечает, что на данный момент в казахстанских учебных религиозных учреждениях учатся 2568 человек.
— А за рубежом, если исходить из данных министра Нурлана Ермекбаева, религиозное образование в 13 странах мира получают 323 казахстанца.
Некоторые выезжают учиться самовольно, без всякого разрешения и контроля со стороны ДУМК и государства, — подмечает он.
По данным пресс-службы министерства по делам религий и гражданского общества Казахстана, часть казахстанцев в результате проведенной с ними разъяснительной работы вернулась на родину.
— Полагаю, что были беседы и конкретно со студентами, и с их родственниками. Этой ситуации можно было бы избежать, если бы изначально весь учебный поток был поставлен под строгий контроль государства. Но уже хорошо, что ситуация стремительно исправляется, — утверждает политолог.
Опыт Узбекистана
Султанбек Султангалиев убежден, целесообразности централизованно направлять казахстанских богословов в заграничные вузы абсолютно нет.
— Когда-то в 90-е в Казахстане почти не было высококвалифицированных учебных заведений этой направленности. Сейчас ситуация в корне изменилась — в стране 9 медресе и колледжей, два университета — в Алматы («Нур Мубарак») и Туркестане (им. Х. А.Яссауи), где готовят религиозных исламских специалистов. У нас в Казахстане на сегодняшний день действует более двух с половиной тысяч мечетей и казахстанские учебные заведения вполне могут закрыть недостаток священнослужителей.
Но в то же время нельзя запретить нашим богословам стремиться повышать свою квалификацию и совершенствоваться на выбранном поприще. Считаю абсолютно правильным положение в законопроекте, которое предлагается Министерством по делам религий и гражданского общества, об отправке учиться за границу только тех, кто уже получил специальное религиозное образование в Казахстане. Напомню, что в соседнем Узбекистане подобная мера уже давно действует — гражданин страны, решивший получить дополнительное богословское образование, может уехать только с разрешения главного органа управления мусульман, — заключает Султангалиев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus