В середине июля Октябрьский районный суд Бишкека признал экстремистским религиозное течение «Йакын инкар», которое в своё время откололось от известного исламистского движения «Таблиги джамаат». Между тем 15 октября Киргизии предстоят выборы нового президента, и смена правящих элит может прямо повлиять на ситуацию с распространением исламского радикализма.
Киргизия – единственная из республик бывшего СССР, на территории которой «Таблиги джамаат» действует свободно. Более того, пользуется определённой поддержкой со стороны властей и официального духовенства. В Таджикистане, который одним из первых среди постсоветских стран столкнулся в ходе гражданской войны с угрозой исламского экстремизма, эта организация была запрещена в 2006 году, в России – в 2009 году, в Казахстане – в феврале 2013 года. В Узбекистане, где таблиговцы обвиняются в причастности к терактам в Ташкенте, движение «Таблиги джамаат» также запрещено. Несмотря на запрет этого движения в РФ, ФСБ продолжает фиксировать факты вербовки его членов на территории Российской Федерации. Признанное экстремистским во всех странах СНГ, «Таблиги джамаат» лишь в Киргизии действует свободно, а в его поддержку открыто выступает глава государства.
Влияние таблиговцев не стоит преуменьшать. Оно распространяется на самые верхние эшелоны как гражданской, так и религиозной власти. Духовное управление мусульман Кыргызстана (ДУМК) сегодня возглавляет Максат ажы Токтомушев, в прошлом амир (глава) таблиговского джамаата. При ДУМК действуют официальные курсы для подготовки проповедников (дааватистов), которыми управляет специальный отдел. По окончании курсов их выпускникам вручают сертификат, который от лица государства разрешает им проповедовать в течение шести месяцев. «Известно, что глава государства часто заявляет о своей набожности и делает немалую ставку на поддержку религиозной части населения, - отмечает информагентство «Фергана». - В советниках у президента находятся видные богословы, которые продвигают таблиговские идеи».
При этом «Таблиги джамаат» представляет собой типичную сетевую структуру – официально в Киргизии она не зарегистрирована, действует как совокупность отдельных джамаатов и централизованного управления не имеет. Сторонникам таблиговцев это позволяет заявлять, что запрещать их не имеет смысла. «Я всегда говорю: такая организация у нас не зарегистрирована. Организации «Таблиги джамаат» не существует, - заявил 20 декабря 2015 г. радио «Азаттык» верховный муфтий Киргизии Максат ажы Токтомушев. - Даават переводится как призыв, таблиг - доведение. Это означает доведение до граждан всего хорошего, религии, нашего мазхаба…. Даават – это призыв сторониться всего плохого».
Между тем «Таблиги джамаат» – далеко не безобидная организация, она не ограничивается мирной проповедью суннитского ислама. Само по себе обращение к исламу в его «таблиговской» интерпретации меняет самосознание человека, делая его более радикальным и нетерпимым по отношению к другим религиозным течениям, в том числе исповедующим традиционный ислам. Прецеденты такого рода, как, например, прошлогодний конфликт между группой депутатов парламента, выступивших против продления пятничного обеденного перерыва с целью совершения намаза, и бывшим верховным муфтием Чубаком Жалиловым, уже имели место. Постепенно среди таблиговцев вызревают ещё более радикальные движения типа «Йакын инкар», которые вообще не признают никаких светских законов, а следовательно, и существования современного киргизского государства. Зафиксированы случаи, когда членами «Таблиги джамаат» в Киргизии уже являются государственные служащие.
Всё это не может не касаться и России. Во-первых, у неё с Кыргызстаном в рамках ЕАЭС существует общее миграционное пространство, и религиозный экстремизм, пестуемый «Таблиги джамаат» и другими экстремистскими течениями, вместе с мигрантами экспортируется в РФ. За примерами далеко ходить не надо – апрельский теракт в Петербурге совершил выходец из Киргизии Акбаржон Джалилов, который интересовался исламом, имел религиозных знакомых и около года провел в Турции. Во-вторых, Киргизия является участником ОДКБ, и Москве не безразлично, превратится она в перспективе во второй Афганистан или же Таджикистан 1990-х годов, охваченный вооружённым конфликтом «вовчиков» и «юрчиков» – ваххабитов и сторонников светского правления. Важную роль в определении перспектив Кыргызстана сыграют назначенные на 15 октября президентские выборы.
Формальным преемником действующего президента стал его соратник по Социал-демократической партии Киргизии (СДПК) Сооронбай Жээнбеков, около года занимающий должность премьера. Однако делать явный выбор в его пользу А. Атамбаев не торопится. 24 июля на пресс-конференции он заявил, например: «Не будь кандидата от СДПК, я поддержал бы того же Омурбека Бабанова… Кто выиграет – тот выиграет». Омурбек Бабанов – лидер партии «Республика – Ата-Журт» и наиболее реальный соперник С. Жээнбекова в борьбе за пост президента.
С началом предвыборной кампании в СМИ появились сообщения о том, что С. Жээнбеков имеет давние и тесные связи с исламскими радикалами. «За тот год, что Жээнбеков работает премьером, получила распространение практика проведения намазов чуть ли не в самом здании правительства, – заявил российский эксперт по Средней Азии Аркадий Дубнов. – Считается, что это инициатива именно главы кабинета. При этом на юге страны растёт интерес к радикальным формам ислама. Всё это вызывает беспокойство у светского населения Киргизии». По свидетельству очевидцев, пятничный намаз иногда совершают прямо в государственных учреждениях, которые на время его проведения полностью прекращают свою работу.
По словам российского востоковеда Александра Князева, семейный клан Жээнбековых-Шариповых уже много лет ориентирован на сотрудничество с арабскими странами Персидского залива, имея давние и устойчивые отношения с Марокко, Иорданией, Бахрейном, Кувейтом, Саудовской Аравией, Объединёнными Арабскими Эмиратами и Катаром. Видным лоббистом «Таблиги джамаат» является бывший председатель парламента и родной брат С. Жээнбекова Асылбек Жээнбеков. Можно не сомневаться, что избрание президентом С. Жээнбекова автоматически приведёт к власти и представляемый им семейный клан. Об ориентации же Сооронбая Жээнбекова говорит широко растиражированное прессой его высказывание о том, что он «в жизни ни во что не верит, кроме Аллаха».
Главный конкурент С. Жээнбекова в борьбе за пост главы государства – Омурбек Бабанов, если судить по его публичным выступлениям, выглядит более «европеизированным» кандидатом. Хорошо говорит по-русски, с ностальгией вспоминает своё обучение в русской школе и российском вузе. Положительно отзывается об общей истории Кыргызстана и России. «У нас общая история под названием СССР, – подчеркнул он в интервью российским СМИ. – Мой односельчанин, наш дед Чолпонбай Тулебердиев, грудью закрыл вражеский дзот в августе 1942 года и стал Героем Советского Союза. Он погиб, защищая нашу общую родину, за наш общий народ». К радикализации и клерикализации киргизского общества О. Бабанов относится, скорее, негативно. Хотя под силу ли ему остановить или хотя бы замедлить «ползучую исламизацию» Кыргызстана, до сих пор неясно.
Правила комментирования
comments powered by Disqus