Вот уже два года между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Китаем идут переговоры о подписании соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве (ТЭС). Однако Поднебесная словно не торопится подписать этот документ. Создается впечатление, что этот документ больше нужен ЕАЭС, чем КНР. Имея более мощный инвестиционный потенциал, чем Россия, Китай, скорее всего, стремится вытеснить РФ из Центральной Азии за счет выстраивания двусторонних отношений с каждой из республик региона.
Еще в мае 2017 года проблема подготовки подписания торгово-экономического соглашения Евразийского экономического союза с КНР обсуждалась на шестом заседании президиума делового совета ЕАЭС.
Президент делового совета ЕАЭС Виктор Христенко торжественно заявил: "Формирование базового соглашения о ТЭС между ЕАЭС и Китаем является историческим моментом. Предстоящее соглашение позволит республикам бывшего СССР выйти на китайский рынок и реализовать наиболее выгодные проекты с КНР".
По сути, Виктор Христенко сам признал, что соглашение о ТЭС больше выгодно странам Центральной Азии, чем Китаю. Поднебесная с ее мощной индустрией производства товаров народного потребления и без всяких соглашений наводняет рынок России и мусульманских стран СНГ дешевым ширпотребом.
Иными словами, за красивыми фразами о гармонизации сотрудничества между РФ и КНР скрывается ожесточенное соперничество Москвы и Пекина за право играть роль локомотива слаборазвитой экономики региона Центральной Азии.
По сравнению с Россией у Поднебесной есть главное преимущество: огромные капиталы для вложения в экономику стран Центральной Азии. У России инвестиционный ресурс был серьезно ограничен после случившегося осенью 2014 года падения в два раза мировых цен на нефть. Экономика Китая намного меньше, чем российская, привязана к ценам на нефть. Так что у Поднебесной сейчас полная свобода действий.
Газовый и транспортный альянс Поднебесной и трех стран СНГ как альтернатива ЕАЭС
В 2009 году состоялся торжественный ввод в эксплуатацию газовой магистрали Туркмения — Узбекистан — Казахстан — Китай. В церемонии приняли участие лидеры трех республик Центральной Азии и председатель КНР Ху Цзинтао.
Туркмения начала поставки своего газа в Поднебесную в 2009 году, Узбекистан — в 2012 году, а Казахстан со своим газом подключится в этой магистрали осенью 2017 года. Таким образом три страны Центральной Азии и Поднебесная заложили прочный фундамент мощного газового альянса. И что особенно важно, этот альянс создан за рамками ЕАЭС.
У Поднебесной в Центральной Азии обширные транспортные проекты, и для их реализации Пекин не особо нуждается в подписании соглашения о ТЭС с ЕАЭС.
В марте 2017 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в ходе визита в Ашхабад подписал со своим туркменским коллегой Гурбангулы Бердымухамедовым меморандум о сотрудничестве в сфере железнодорожных перевозок. Они приняли участие в открытии железнодорожного и автомобильного мостов Туркменабат — Фараб.
Этот проект, как и многие другие транспортные региональные проекты, стал реальностью благодаря щедрым кредитам со стороны Поднебесной. Кстати, не менее 90% суммарной мощности железных дорог Туркмении обеспечивают локомотивы, которые Ашхабад закупает в КНР.
В 1996 года при финансовой поддержке Пекина была построена железная дорога Теджен (Туркмения) — Серахс — Мешхед (Иран), которая стала важным связующим звеном международного транспортного коридора "Восток-Запад". Сегодня общая протяженность железнодорожного маршрута Китай — Казахстан — Туркмения — Иран составляет 10 тысяч километров; по этой магистрали грузы можно доставить в пункт назначения в два раза быстрее, чем морским путем.
Поднебесная начинает экспансию в Киргизию
Самая бедная страна СНГ и ЕАЭС Киргизия также не осталась в стороне от внимания Пекина. По словам спикера парламента Киргизии Чыныбая Турсунбекова, за минувшие годы при финансовой поддержке Поднебесной был осуществлен ряд крупных проектов в сфере энергетики, горнорудной индустрии и транспорта. Китай также стал спонсором строительства линии электропередачи 500 киловольт "Датка-Кемин" и подстанции 500 киловольт "Кемин". В настоящее время за счет китайских инвестиций продолжается строительство альтернативной дороги "Север — Юг" и модернизация бишкекской ТЭЦ.
Инвестиционные проекты Поднебесной в Казахстане
Амбициозная и масштабная госпрограмма лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева "Нурлы жол" ("Светлый путь") также реализуется за счет солидных китайских инвестиций. Объем запланированных китайских капиталовложений в экономику Казахстана впечатляет: 26 миллиардов долларов.
Казахстан принимает участие в трех совместных с Поднебесной маршрутах Евразийского трансконтинентального коридора: Китай — Казахстан — Азербайджан — Грузия — Турция — Европа (магистраль начнет действовать после ввода в январе 2018 года в эксплуатацию железнодорожного маршрута Баку — Тбилиси — Карс); Китай — Казахстан — Россия — Европа; Китай — Казахстан — Туркменистан — Иран — Пакистан (магистраль построена в 2014 году, обеспечивает выход к Персидскому заливу и Индийскому океану).
В 2015 году Пекин задумал взять новую высоту в завоевании казахстанского рынка: правительство КНР заручилось поддержкой президента Назарбаева в проекте переноса на казахстанскую территорию 51 китайского производства.
В рамках этого плана в 2017 году начался перенос в Казахстан 12 китайских заводов, в основном речь идет об обрабатывающей промышленности. Реализация этих проектов позволит создать 15 тысяч новых рабочих мест.
Поднебесная внесет 23 миллиардов долларов в Узбекистан
В мае 2017 года в рамках государственного визита в Пекин президента Узбекистана Мирзиёева было подписано 105 документов о сотрудничестве на общую сумму около 23 миллиарда долларов. В частности, китайские инвестиции будут направлены на модернизацию сфер транспорта, технологий, гидроэнергетики и нефтегазовой отрасли.
Вместо послесловия
Таким образом, инвестиции Поднебесной в экономику и транспортную инфраструктуру Туркмении, Киргизии, Казахстана и Узбекистана по своим масштабам напоминают "план Маршалла" для послевоенной Европы.
Все указанные выше инвестиции Поднебесная осуществляет в соответствии с соглашениями на двусторонней основе. Большой вопрос, захочет ли Пекин также щедро инвестировать в проекты в рамках ЕАЭС.
Медлительность, с которой Пекин ведет переговоры по проекту соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с ЕАЭС, лишний раз доказывает верность поговорки: "Дружба дружбой, а денежки врозь".
Клятвенные заверения Пекина в вечной дружбе с Россией не означают, что Поднебесная отказалась от амбициозного плана включения Центральной Азии в орбиту своего влияния с постепенным вытеснением России из этого стратегически важного региона.
Правила комментирования
comments powered by Disqus