В Маниле открылся саммит Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), связанный с ее 50-летием. В организацию входят в основном бедные страны, но они стремительно развиваются или обладают богатыми природными ресурсами. Вот почему на встречу прибыли лидеры ряда ведущих держав. Главные события развернутся за кулисами. Вопрос в том, удастся ли президенту Дональду Трампу убедить группировку в том, что Америка сдержит экспансию КНР в регионе.
В конференции помимо руководителей 10 стран АСЕАН – Индонезии, Филиппин, Малайзии, Мьянмы, Вьетнама, Сингапура, Камбоджи, Брунея, Лаоса, Таиланда – участвуют лидеры крупных держав, в том числе Трамп, который завершает в Маниле свое 12-дневное азиатское турне. Россию представляет премьер-министр Дмитрий Медведев.
Главную интригу мероприятий в Маниле, которые завершатся Восточноазиатским саммитом, составляет подковерная борьба между США и Китаем за ведущую роль в бассейне Тихого и Индийского океанов. Разумеется, ни одна из этих держав открыто не говорит о противостоянии. Более того, Трамп во время визита в Китай демонстрировал уважение к председателю КНР Си Цзиньпину, говорил о желании уладить торговые противоречия между двумя державами.
Но от внимания комментаторов не ускользнула характерная деталь. Трамп и представители его администрации все чаще вместо устоявшегося термина «Азиатско-Тихоокеанский регион» употребляют выражение «Индо-Тихоокеанский регион». Как отмечает газета South China Morning Post, за этим кроется желание расширить неформальное объединение стран, готовых сдержать китайскую экспансию. Пока что это три страны – США, Япония, Австралия. Но Вашингтон хочет сделать этот альянс четырехсторонним, включив в него Индию.
Задача непростая. Во-первых, Дели до сих пор, по крайней мере на словах, придерживается политики неприсоединения и не желает связывать себе руки формальными обязательствами, ограничивающими его независимость.
Во-вторых, как передает Reuters, при Трампе США пережили глубокое падение их мягкой силы. Они раньше подавали себя как глобального защитника демократии и прав человека. Но, согласно последнему опросу группы Pew Research Center, проведенному в 37 странах, вера в лидерскую роль США упала с 64% при экс-президенте Бараке Обаме до 22% при Трампе. Особенно сильно американский престиж снизился у союзников. В Южной Корее и Японии рейтинг благожелательного отношения к США упал соответственно на 71% и 54%.
Китай, напротив, активизировал шаги, чтобы привлечь страны региона на свою сторону с помощью строительства инфраструктуры и проекта Шелкового пути. Свое влияние Китай продвигает и через недавно созданные институты, такие как Банк азиатских инфраструктурных инвестиций. А администрация Трампа придерживается совершенно иного подхода. Она продвигает все более одностороннюю, изоляционистскую повестку дня под девизом «Америка прежде всего». Это отталкивает и союзников, и конкурентов.
Спрашивается, каковы шансы России повысить свою роль в регионе на этом далеко не спокойном фоне. В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Григорий Локшин отметил: президент России не едет в Манилу, вместо него поехал премьер. «Это, на мой взгляд, повторяет ошибку, которая уже укоренилась в нашей дипломатии. Мы с 2005 года пробивались «штыком и гранатой», чтобы быть полноправными членами Восточноазиатского саммита. Он собирает всех руководителей стран АСЕАН плюс партнеров по диалогу. Туда входит и Япония, и Южная Корея. В 2010 году включили Россию и США, – напомнил эксперт. – Это было сделано в Ханое во время саммита АСЕАН с помощью вьетнамцев. Хотя решение было воспринято как успех российской дипломатии, наш президент ни разу не был на Восточноазиатском саммите».
Но ведь Восток – «дело тонкое», там воспринимают отсутствие лидера России как недооценку этого события. Тогда как в наших интересах, чтобы АСЕАН укреплял свою сплоченность. «АСЕАН раздирают на части. С одной стороны, тянет на себя Китай, с другой – США тоже стараются не уступать своих позиций», – подчеркнул Локшин.
Члены АСЕАН со времени основания организации заложили в ее основу стратегию, которая предусматривала предупреждение рисков и со стороны Китая, и со стороны США. Они балансируют. Но это становится трудней по мере того, как обостряется конфронтация между США и Китаем.
«Россия же как бы оказывается на задней скамейке. Это не добавляет ей престижа в регионе. Более того, вьетнамские эксперты говорят: зачем мы прилагали такие усилия, чтобы ввести в Восточноазиатский саммит Россию? Зачем, раз вам это не нужно? Поэтому я не жду, что мы от этого саммита получим позитивный результат», – заключил эксперт.
Правила комментирования
comments powered by Disqus