У железной дороги есть будущее, если по ней пойдут товары из Центральной Азии и Китая.
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс станет экономически выгодной, если через него пойдут товары из Китая, сказал Sputnik Армения заместитель директора по геокультуре и геоэкономике Средней и Центральной Азии Центра традиционных культур, узбекский экономист Бахтиер Эргашев.
Ранее стало известно, что Узбекистан в первом квартале 2018 года может приступить к пилотным транзитным перевозкам по железнодорожной линии Баку — Тбилиси — Карс.
По словам Эргашева, Узбекистан и Лихтенштейн являются единственными странами в мире, которым до выхода к ближайшему морскому порту нужно пройти границы двух стран.
В этих условиях вопрос формирования транспортных коридоров после развала СССР был одним из важных направлений внешней политики. При этом у страны есть определенный транзитный потенциал за счет границ со всеми странам Центральной Азии.
"Эти факторы определяют активность Узбекистана в формировании любых транспортных коридоров, которые позволяют оптимизировать импорт и экспорт товаров. Для Узбекистана Баку-Тбилиси-Карс — очень важный проект, который позволит нашим товарам добираться до средиземноморских стран, Южную Европу, Северную Африку не через Казахстан и Россию", — сказал Эргашев.
Он уверен, что у транспортного коридора есть будущее, особенно, если рассматривать его вместе с национальными транспортными стратегиями других стран.
В пример Эргашев привел Туркменистан, который планирует вложить более 2 миллиардов долларов в реконструкцию и модернизацию порта Туркменбаши (бывший Красноводск). Это должно увеличить пропускную способность порта, в частности, ж/д составов.
Кроме того, в марте 2017 года, по его словам, открылось два новых моста (ж/д и автомобильный) через Амударью, соединяющих Узбекистан и Туркменистан. Принципиальное согласие по запуску транспортного коридора есть и между Бишкеком, Ташкентом и Пекином.
"Если будет реализован этот проект, то он станет завершающим на пути формирования трансконтинентального коридора – от Китая, через ЦА, Каспийское море, Южный Кавказ с выходом к портам Средиземного моря", — сказал Эргашев.
По его словам, Баку-Тбилиси-Карс станет рентабельным только тогда, когда будет построен транспортный коридор Китай-Кыргызстан-Узбекистан.
"Тогда товары пойдут в серьезных объемах. Товары из Китая и в Китай должны составить значимую часть перевозок по этому коридору", — сказал Эргашев.
По его словам, если работа начнется в 2018 году, то автомобильный коридор будет готов в течение 3 лет. О железнодорожной колее, по его мнению, можно говорить в течение 5-7 лет.
При этом, Эргашев отмечает, что Баку-Тбилиси-Карс – лишь один из вариантов для Китая. КНР заинтересована в создании максимального количества транспортных коридоров в Европу, альтернативных дорогах.
"Китай поддерживает идеи транспортных коридоров и через Иран тоже. Китай поддерживают любые транспортные проекты, которые свяжут Восточную Азию с Западной Европой. Он не против любых коридоров, которые могут удешевить цену и уменьшить время доставки", — сказал Эргашев.
По его словам, определять маршруты, в первую очередь, будет экономическая целесообразность, несмотря на наличие геополитических вопросов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus