Минувшие новогодние каникулы стали сплошным черным днем для пропагандистов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Несмотря на все их усилия, празднование Нового года и Рождества в России и Европе не было сорвано террористическими атаками, к которым несколько недель призывали в соцсетях своих сторонников дистанционные вербовщики халифата. Пропагандистская служба ИГ занялась поиском решений, которые бы позволили взять реванш за новогоднее поражение, однако, пока каких-то свежих идей пиарщики террористов не демонстрируют.
Последние три декабрьские недели дистанционные вербовщики и медиа-активисты ИГ в социальных сетях активно подстрекали своих сторонников в России и европейских странах к совершению терактов 31 декабря и в рождественские праздники. Через различные группы в мессенджерах распространялись не только открытые призывы «разжечь огонь джихада» в новогоднюю ночь, но и вдохновляющие иллюстрации («арты» или фотожабы), на которых боевики ИГ с ножами и автоматами изображались на фоне собора Василия Блаженного, Эйфелевой башни и узнаваемых силуэтов британских и немецких городов, украшенных рождественскими игрушками. Пропагандисты ИГ призывали «остановить этот праздник», причем 31 декабря, истеричность призывов ИГ в соцсетях достигла апогея.
Кампания ИГ в итоге не нашла ни одного отклика в российских и европейских городах, что стало настоящим шоком для организаторов несостоявшейся «новогодней резни». «Сегодня уже 2 января, а мы так и не услышали новостей ни о терактах, ни о действиях ингимасиев (смертников) ни на Кавказе, ни в Европе, нигде, – написал один из разочарованных медиа-активистов халифата в группе своих сторонников в Telegram. – Тишина... Суета сует, и кнопочные битвы только в чатах... Все на своих местах, на своих мягких диванах, за своими компами. Наши руки не тянутся к оружию, разве что только к кружке горячего сладкого чая».
Для пропагандистской машины «Исламского государства» провал «новогодней операции» стал сильнейшим репутационным ударом. До сих пор массированные эмоциональные агитационные кампании в соцсетях все же давали определенный результат – в хрониках новостей появлялись сообщения о нападениях «автономных джихадистов» на сотрудников полиции или о том, что силовикам удалось предотвратить готовящийся теракт. В этот же раз желающих рискнуть испортить Деду Морозу праздник не нашлось.
Разочарование агитаторов халифата, несомненно, усиливает и тот факт, что осенью 2017 года были зафиксированы несколько террористических нападений, которые можно интерпретировать как «атаки вдохновения», то есть совершенные под воздействием пропаганды в соцсетях и Интернете. Поэтому дистанционные вербовщики ИГ вправе были ожидать очередного всплеска экстремистского энтузиазма в новогодние и рождественские праздники и этот всплеск активно готовили.
У провала «новогодних атак» ИГ может быть несколько объяснений – снижение привлекательности бренда террористической организации на фоне поражений с Сирии и Ираке, страх «компьютерных джихадистов» перед силовиками и т.д. Судя по некоторым высказываниям самих дистанционных вербовщиков ИГ, они могли оказаться сегодня заложниками собственной успешной стратегии продвижения эстетики и художественных образов халифата. «Исламское государство» для внешней молодежной аудитории все больше приобретает статус «мыльного сериала»: активная часть этой аудитории в 2014-2016 годах уехала в Сирию и Ирак, став «актерами» сериала ИГ и погибнув под ударами международной коалиции и российских ВКС, а оставшаяся дома пассивная часть превратилась в «зрителей». Сегодняшние попытки дистанционных вербовщиков халифата «раскачать пассив» и превратить «зрителей» в «актеров» наталкиваются не только на естественную трусость «диванных джихадистов», но и на их подсознательное желание «досмотреть сериал до конца». А для этого нужно, как минимум, остаться в живых. Поэтому призывы к новогодним терактам и остались безответными: «зрители» хотят спокойно смотреть очередные серии «кино про джихад» и не готовы разменять это эстетическое наслаждение на «райские сады» с 72 гуриями.
Сегодня медиа-активисты ИГ не только ищут объяснения провала «новогоднего наступления», но и пытаются снова овладеть эмоциями своих виртуальных сторонников и подписчиков в соцсетях. Любопытно, что помимо традиционных соблазнений потенциальных смертников радостями загробной жизни, некоторые агитаторы халифата пытаются использовать и фактор материального, финансового интереса. Так, один пропагандистов ИГ на финише новогодних каникул призвал «братьев, которые не в состоянии заработать 100 тыс. руб. за год» нападать на работников правоохранительных органов, так как в этом случае «возможно, Всевышний даст вам миллион рублей».
Пока же администраторы различных групп сторонников ИГ в мессенджерах пообещали «в ответ на отсутствие действий на фронтах террора», развернуть «кампанию ужаса и морального террора против диванных отсижников, интернет-болтунов и лиц номинально мужского пола, которые занимаются не тем, чем им положено». Насколько успешной окажется эта кампания, покажет уже ближайшее время. Несомненно одно – дистанционные вербовщики халифата, проиграв символическую новогоднюю битву Деду Морозу и рождественскому проекту, продемонстрировали неожиданную слабость в собственной системе пропаганды, чем наверняка воспользуются российские и европейские силовики.
Правила комментирования
comments powered by Disqus