В Бишкеке продолжается обсуждение спорной инициативы НБ КР о запрете действия на территории республики электронных мобильных кошельков. До конца общественных обсуждений и - как вариант - полного запрета их работы осталось шесть дней. И за это время все стороны дискуссии собираются найти единую стратегию реализации проекта в республике в рамках кыргызского законодательства и для пользы жителей страны.
О будущем мобильных электронных кошельков в Кыргызстане говорили сегодня на одноименном круглом столе в столице КР, где собрались представители Нацбанка, независимые эксперты, представители сотовых операторов и банков КР и обсудили актуальные вопросы работы системы и спорные моменты .
Все участники были согласны в одном: полностью и тотально запретить мобильные электронные кошельки в республике нельзя. Это отдалит Кыргызстан от цивилизованного мира, уже более пяти лет отходящего от расчетов наличными деньгами. И причинит немалые неудобства большей части населения – ведь в глубинке нецелесообразно и открывать банковские филиалы, и ставить терминалы оплаты для уже действующих электронных кошельков, не привязанных к мобильному телефону. Посему для того, чтобы, к примеру, сделать выплаты по кредиту, оплатить коммунальные услуги, сделать перевод родственникам, сельчанам приходится тратить по несколько часов на поездку в райцентр или до ближайшего магазина. А кандидаты на запрет предоставляют возможность внести платеж с телефона несколькими кликами. Тем более такой вид платежей актуален, поскольку по экспертным оценкам, охват смартфонами, позволяющими использовать данный вид расчетов, составляет порядка 70%, охват сотовой связью в целом - 130% (что значит, что на каждого жителя КР приходится более 1 sim-карты), а покрытие сети трех мобильных операторов занимает 98% территории КР. О том, что услуга нужна, говорит и народное голосование, принять в котором бесплатно и без ущерба для своего баланса мог и может любой кыргызстанец. На вторник, 6 февраля, «за» сохранение возможности распоряжения своими средствами в удобной для себя форме проголосовали 88 747 человек, «против» - 11 188 участников голосования. Перевес мнений очевиден.
Но все-таки опасения у НБ КР по поводу безопасности работы мобильных электронных кошельков и нарекания к сотовым операторам остаются. Например, то, что в республике не все sim-карты, что имеют привязки к электронным кошелькам, имеют авторизацию, и что с их помощью средства могут переходить на финансирование какой-то противозаконной деятельности. Вызывает вопросы и необеспеченность транзакций, и вопрос риска перечисления и аккумуляции средств, которые потом уйдут на противозаконные цели … Последний пункт операторы и эксперты считают возможным ликвидировать, в частности, за счет системы триангуляции местоположения мобильного телефона, к коему привязан кошелек, базовыми станциями. При желании правоохранители при наличии подозрений в отношении пользователя кошелька могут отследить не только все его переводы и контакты, но и местоположение в тот или иной момент. Есть решение и для остальных спорных вопросов.
- Мобильные электронные кошельки с привязкой к телефону в зависимости от степени авторизации имеют разные возможности доступа к спектру услуг. У «серых» кошельков, не имеющих авторизации, он мал, есть, в частности, лимит на оборот средств, трансграничные платежи, а их владельцы не смогут обналичить средства с кошельков, что исключает риск финансирования МТО и прочей преступной деятельности, - отметил Сергей Егоров, заместитель генерального директора по стратегическому развитию ООО «НУР Телеком» ( сотовый оператор «О!» прим.авт).- Что касается обеспечения транзакций, то платежи проводит не сотовый оператор, а банк-партнер, оператор лишь становится источником пополнения мобильных электронных кошельков... Что касается изменений в функционале – мы готовы учитывать все пожелания Национального банка КР.
Звучали со стороны спикеров и предложения об учете опыта зарубежных стран в обеспечении безопасности услуги для государства и пользователей и требований работы услуги по стандартам ЕАЭС. И предложения об учете пожеланий и потребностей пользователей в отдаленных регионах Кыргызстана, для которых можно будет ввести новые услуги – к примеру, возможность погашения платежей по кредитам и микрокредитам с помощью мобильных электронных кошельков. Ведь не зря 2018 год объявлен в Кыргызстане «Годом развития регионов»… В целом же, как заметили участники мероприятия, вся ситуация с запретом выступила как своего рода пиар, который сработал лучше любой рекламы по телевидению, в Сети, или наоборот, принудительных мер – как это было с внедрением цифрового телевидения по стране, например. Узнав из СМИ о грядущем запрете, некоторые жители регионов решили узнать о том, что же именно запрещают? И, протестировав техническую новинку, остались ей довольны, и начали ею пользоваться активно, - таким образом небанковские клиенты начали вносить в банковскую систему ( в лице банков-партнеров проектов кошельков сотовых операторов, имеющих лицензию на финансовую деятельность от НБ КР) новые средства. После чего проголосовали «за» мобильные электронные кошельки.
Готовность к диалогу сотовых операторов и их банковских партнеров и наличие у них как намерений исправлять систему работы электронных мобильных кошельков, так и вносить конструктивные предложения по сотрудничеству с государственным регулятором, несколько изменила позицию Нацбанка. Категорическое «нет» в адрес услуги, с которого начиналось обсуждение, сменилось на позицию о том, что внедрение безналичных платежей Кыргызстану все же нужно.
- Журналисты и общественность спрашивают: «А что будет после 12 февраля, когда общественное обсуждение поправок закончится?». Вне зависимости от того, какое решение будет принято в итоге по этому вопросу, вопрос развития в Кыргызстане безналичных платежей будет обсуждаться и реализовываться, но в другом виде, - заверила Лада Орозбаева, заместитель председателя правления НБ КР.
Правила комментирования
comments powered by Disqus