Последнее время Бишкек, по выражению некоторых политологов, напоминает невесту на выданье. Кто только сюда ни приезжает, какие только заманчивые предложения ни делает… Другие комментаторы уверяют, что всё как раз наоборот: Бишкек нынче – разборчивый жених. Выбирающий себе невесту по уму и сердцу. Впрочем, как у истинного мусульманина, невест у него может быть несколько. По крайней мере четыре.
Едут ближайшие соседи – представители Казахстана и Узбекистана. С официальными, деловыми, дружескими визитами – или просто поговорить. Едут из различных российских организаций – опять-таки поговорить и обсудить возможное сотрудничество. Едут из далёкого западного мира – проконтролировать, настоятельно посоветовать, пригрозить, поучить. Едут из Китая и даже из Малайзии.
Практически еженедельно по инициативе то одних, то других организаторов собираются круглые столы, проводятся дискуссии – по проблематике разные, но так или иначе затрагивающие тему объединения. Кого-нибудь с кем-нибудь. За кого-нибудь или против кого-нибудь. «Во всём мире сейчас стараются создавать какие-то союзы, - сказал на одном из круглых столов один из кыргызских учёных. – А мы чем хуже?»
Эту простую истину, кажется, поняли все: в одиночку нынче не выживешь, не говоря уже о каком бы то ни было развитии и процветании. Кыргызстан – государство маленькое, ничего на мировой арене не решающее. Значит, надо плотно дружить с кем-то более могущественным и влиятельным. С кем именно? Вот это – вопрос дня.
Наметилась интересная тенденция: кем бы ни была инициирована очередная экспертная дискуссия, о чём бы на ней ни шла речь, кто бы из известных кыргызстанцев и зарубежных гостей в ней ни участвовал, - рано или поздно звучит тема коллективного Запада. В том смысле, что «дружить» с ним у Кыргызстана, да и вообще у Центральной Азии, не получится. Ту же Америку можно рассматривать всего лишь в качестве одной из невест. Не той, которая гладит у доски или штопает носки (этого от Америки не дождёшься). С этой невестой можно пообщаться, например, на тему торговли. И, пожалуй, всё. По-настоящему родной и близкой кыргызскому сердцу она никогда не станет (да, собственно, и не стремится, у неё относительно всей Центральной Азии совершенно другие планы).
Сильного Китая кыргызские эксперты слегка побаиваются. Он вроде бы напрямую ничем не угрожает и, в отличие от Запада, оказывает реальную помощь, но… Нам он не очень понятен. Непредсказуем. Мало ли что у него на уме. Пусть побудет пока нашей другой потенциальной невестой (одной из), а там посмотрим.
Насчёт России особых разногласий не наблюдается. Россия к нам ближе, чем все остальные вместе взятые. И Кыргызстан в лице ведущих историков, экономистов, политологов рад был бы назначить её «любимой женой»…
И вот тут начинаются нюансы.
Казахские и узбекские специалисты (в частности, член Комиссии по правам человека при президенте Республики Казахстан Руслан Казкенов и доцент кафедры международных отношений Университета мировой экономики и дипломатии Узбекистана Ильдар Якубов) признают, что Россия сейчас углубила и расширила своё присутствие в регионе, и уверены, что объединяться (во всяком случае дружить) с ней следует в таком порядке: Астана, Ташкент и Москва (а в идеале – Казань, которая больше подходит по менталитету).
Бишкеку, получается, вообще нет места в этом союзе? Или всё-таки есть?
Выступающие представители экспертного Кыргызстана, напротив, тянут одеяло на себя и доказывают, что древнейший народ на земле – именно кыргызы, а значит, им и карты в руки. Значит, они и должны выдвигать свои версии и принципы объединения. Причём главное – определиться, с кем нам более по пути: с Турцией, настойчиво объединяющей тюркский мир под знаменем Великого Турана, или всё-таки с Россией, которая, по сути, вполне способна стать предводительницей тюрок всех стран. Правда, России в таком случае, уверяют специалисты, придётся «договариваться» с Эрдоганом: просто так он тюркский мир не отдаст.
Доктор исторических наук, профессор КРСУ Зайнидин Курманов в своих выступлениях исходит из пантюркизма, начинает из глубины веков, заканчивает Советским Союзом и обосновывает необходимость налаживать тесные связи внутри Евразии территориальной и ментальной общностью населяющих её народов. Правда, различия всё же существуют. Кыргызстан, кстати, в Центральной Азии стоит особняком: в нём - самый демократичный режим. Так сложилось исторически.
И именно благодаря этому, видимо, Кыргызстан сейчас, как никто другой, открыт для диалога и взаимовыгодного сотрудничества хоть с кем. В том числе и с Россией.
- Я никогда не изучал историю России, - идёт ещё дальше депутат Жогорку Кенеша Султанбай Айжигитов. - Но я её знаю, потому что это тюркская история. Как и история Рима. Цивилизационное влияние тюркской истории очень велико. Но её пытаются скрыть, чтобы никто не догадался, насколько она велика.
Если взять Русь и Россию, говорит депутат, – это два совершенно разных государства. Русь основали гунны, а Россию – тюрки. (Короче, хрен редьки не слаще и куда ни кинь – всюду клин.)
Почему Россию никогда не примут в состав Европейского союза? (А ей туда надо?) Потому что, считает депутат, «по происхождению русские – чистейшие азиаты. Несмотря на то, что европеоиды. Поэтому Россия – правопреемник Великой Степи. И не надо примазываться к Европе, к Китаю. У нас своя величайшая цивилизация, во главе которой стоит, несомненно, Россия».
Татищев, написавший историю российского государства, с точки зрения депутата, - в корне неправ и всего лишь подставное лицо. На самом деле её написали римские иезуиты, совершенно чужие люди, и эта история, по мнению кыргызского парламентария, не имеет ничего общего с реальностью…
Россия, уверен Айжигитов, должна признать, что она правопреемница Великой Степи, что история её возникновения связана с Чингисханом…
Если признает, если будет отталкиваться от своего тюркского происхождения (какие там славяне?) – тогда евразийское пространство само собой организуется и сплотится вокруг Российской Федерации.
Впрочем, Султанбай Абдрашитович в качестве ремарки честно замечает, что он лицо неофициальное и за свои слова не отвечает.
Переписывать историю в наше время – самое популярное и выгодное занятие. И каждый переписыватель старается как может и как хочет. Кого куда несёт. Кто-то вычёркивает из кыргызской исторической доктрины Великую Отечественную войну, кто-то добавляет в неё страницы о российском колониализме. А кто-то переписыванием истории старается сделать благое дело: обосновать необходимость сближения Кыргызстана с Россией. Только получается, честно говоря, не очень.
Правила комментирования
comments powered by Disqus