Движение «Талибан», признанное ООН террористической организацией, 14 февраля распространило открытое письмо, в котором предложило властям США (а точнее, «американскому народу, должностным лицам неправительственных организаций и миролюбивым конгрессменам») начать мирный диалог. Основная тема этого диалога – вывод войск американской коалиции из Афганистана и формирование нового правительства при участии талибов.
С чего все началось?
Исламистское движение «Талибан» заявило о себе в 1994 году, а уже в 1996 году захватило власть в Афганистане, где с 1970-х годов продолжается гражданская война. Талибы ввели в Афганистане законы шариата, запретили телевидение и интернет, существенно ограничили права женщин и начали уничтожать памятники архитектуры, не согласующиеся с их религиозными представлениями. В оппозицию режиму талибов встал Северный альянс, объединивший нескольких полевых командиров. Одним из руководителей альянса был формально избранный президент Афганистана Бурхануддин Раббани, не имевший реальной власти и проживавший в эмиграции.
Власть «Талибана» официально признавали лишь три страны мира: Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан и Саудовская Аравия. Отношения с остальным миром у талибов по понятным причинам не складывались. Но по-настоящему серьезная конфронтация началась в 2001 году, когда стало известно, что талибы предоставили убежище организатору терактов 11 сентября Усаме бен Ладену. США начали в Афганистане контртеррористическую операцию, поддержав Северный Альянс, и менее чем через год власть талибов была свергнута.
Затянувшийся финал
После свержения талибов в 2001 году президент Афганистана в изгнании Бурхануддин Раббани подал в отставку, не пожелав принимать реальные властные полномочия. Вместо него президентом был избран Хамид Карзай, который в прошлом работал в правительстве Раббани, но одновременно был знаком с основателем «Талибана» Мухаммадом Омаром (известным как Мулла Омар). Карзай правил Афганистаном на протяжении десяти лет, пока в 2014 году новым президентом не был избран Ашраф Гани – уроженец Афганистана, окончивший Колумбийский университет США и работавший во Всемирном банке и ООН.
В 2011 году американская коалиция начала постепенный вывод войск из Афганистана. С 2014 года в Афганистане оставались примерно 13 тысяч солдат НАТО, почти 11 тысяч из которых – американцы. По состоянию на текущий момент в стране остается около 8,4 тысяч американских военных.
Американские морпехи в ходе одной из операций против «Талибана».
При этом как «Талибан», так и иные радикальные группировки, в том числе ИГИЛ (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ), продолжают совершать на территории Афганистана теракты, а правительственные и международные силы проводят против них спецоперации. Сами же радикальные группировки отнюдь не выступают единым фронтом, но угроза их объединения против иностранного присутствия постоянно существует. Фактически в стране продолжается гражданская война.
Письмо Трампу
В августе 2017 года новый президент США Дональд Трамп заявил, что скоро расскажет о новой политике в Афганистане. Сразу после этого талибы отправили Трампу письмо, отрывки из которого попали в СМИ. Представители радикального движения объявили, что гражданская война в Афганистане продолжается из-за присутствия иностранных военных сил, называемых в письме оккупационными. Талибы призвали Трампа вывести войска из Афганистана.
Официальный представитель Госдепартамента США Хизер Науэрт сказала журналистам, что ознакомилась с этим письмом, но комментировать его не намерена. Науэрт подчеркнула, что все, что сейчас происходит в Афганистане, непосредственно связано с действиями талибов.
Вскоре Трамп провозгласил обещанную новую стратегию. Он заявил, что США прекратят заниматься «национальным строительством» в Афганистане и сосредоточатся непосредственно на устранении террористической угрозы, исходящей из этого региона. «Я разделяю недовольство американского народа. Я также разделяю его недовольство внешней политикой, из-за которой тратится слишком много времени, сил и денег, и что самое важное, гибнут люди, в то время как мы пытаемся перестраивать страны по своему образу и подобию вместо того, чтобы прежде всего отстаивать собственные интересы безопасности», – пояснил президент. Что касается конкретных действий и решений (таких как изменение численности воинского контингента в регионе), то Трамп заявил, что все это будет определяться в зависимости от ситуации.
Народ вместо президента
Так и не дождавшись вывода войск и возвращения ситуации к реалиям 1996 года, талибы 14 февраля распространили новое письмо – на этот раз обращенное к «американскому народу, должностным лицам неправительственных организаций и миролюбивым конгрессменам».
В письме говорится, что при вторжении в Афганистан администрация Джорджа Буша ставила перед собой три цели: обеспечение безопасности за счет ликвидации террористов, поддержание правопорядка путем создания легитимного правительства и борьба с наркотрафиком. Однако, как считают в «Талибане», ни одна из этих целей не была достигнута – более того, положение по всем пунктам только ухудшилось. Авторы письма предлагают американцам, если они считают себя развитой и цивилизованной нацией, беспристрастно оценить сложившуюся ситуацию. Далее талибы напоминают, что основным источником власти в США является народ – а значит, народ должен надавить на администрацию и заставить ее вывести войска из Афганистана.
При этом через письмо красной нитью проходит мысль о том, что именно «Талибан» является полномочным представителем всего афганского народа. Якобы новое правительство, сформированное при участии талибов, обеспечит афганцам безопасность, стабильность, рабочие места, образование и соблюдение прав человека. Также талибы обещают оградить молодежь от наркотиков и «других аморальных мерзостей».
В Госдепартаменте США отнеслись к письму скептически. В пресс-службе Госдепа заявили, что мирные переговоры с «Талибаном» может вести только правительство Афганистана. Однако, считают в Госдепе, недавние теракты в Кабуле показывают, что талибы вряд ли готовы к миру на деле, а не на словах.
Три года переговоров
Стоит отметить, что афганское правительство действительно ведет переговоры с талибами с 2015 года. Сначала на протяжении нескольких месяцев проводились неофициальные встречи, а в июле 2015 года представители властей Афганистана, США и Китая впервые официально встретились с руководством «Талибана» в Кабуле. В 2016 году всем заинтересованным сторонам почти удалось достичь соглашения, однако переговоры застопорились, когда «Талибан» потребовал исключения из списка террористических организаций и размораживания своих финансовых активов.
Многие аналитики отмечают, что талибы начали склоняться к миру на фоне разногласий с террористической организацией «Исламское государство». По мере вывода войск коалиции из Афганистана ИГ усиливает свои позиции на афганской территории. Боевики ИГ не только напрямую конфликтуют с талибами, но и перевербовывают их сторонников. Одновременно наблюдается раскол и внутри «Талибана», движение делится на враждующие группировки.
Как ожидается, очередной раунд мирных переговоров талибов с властями Афганистана состоится в конце февраля в Ташкенте. Афганское правительство предлагало провести встречу в Казахстане, но талибы предпочли Узбекистан, потому что властям Узбекистана они больше доверяют.
Комментируя письмо талибов, посол Афганистана в США Хамдулла Мохиб (Hamdullah Mohib) отметил, что талибы пытаются сохранить лицо в поисках перемирия. «Талибан не ищет помощи у американской аудитории, это пропаганда, рассчитанная поиск талибами внутренней поддержки. Они видят, что конец близок».
«Они не хотят мира - талибам нужна власть»
Эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА), руководитель Аналитической группы «Акценты», политолог Андрей Серенко считает, что талибы не хотят мира - они хотят власти, и этим вызвано появление их очередного письма:
- «Валентинка» «Талибана», отправленная «американскому народу» (открытое письмо было опубликовано 14 февраля, в День св. Валентина), является ещё одной попыткой руководства боевиков убедить Вашингтон, во-первых, отказаться от планируемого масштабного наступления на талибов в Афганистане весной-летом 2018 года, и во-вторых, начать прямые талибо-американские переговоры, без участия нынешнего кабульского правительства.
Эти две цели представители «Талибана» не устают обозначать последние несколько месяцев. Стремясь заставить США сесть за стол переговоров (которые в представлении талибов должны быть не просто диалогом о мире, но переговорами о передаче им власти в Афганистане), боевики используют самые разные приемы. Они то имитируют готовность к диалогу, то пытаются оказывать политическое давление, беря на себя ответственность за жестокие теракты в Кабуле, которые уносят жизни сотен людей. Нынешнее письмо «американскому народу» появилось спустя несколько дней после того, как «Талибан» заявил о своей причастности к двум терактам в афганской столице, которые привели к таким жертвам среди афганцев, что президент Ашраф Гани сравнил их с трагедией 11 сентября. Возможно, талибы поняли, что переусердствовали с массовыми убийствами соотечественников, и теперь решили перевести внимание общественного мнения на новую «гуманитарную» политическую инициативу.
На мой взгляд, бессмысленно разбирать отдельные смысловые куски «валентинки» «Талибана». То, о чем говорят в письме боевики: коррупция в органах афганской власти, неэффективность правительства Гани, расширение наркопроизводства и т.д. - все это правда, и об этом давно и постоянно говорят афганские политики, пишут афганские СМИ, это признает и президент Гани. Но у этой правды есть и другая сторона, которая состоит в том, что абсолютное большинство этих проблем возникли и сохраняются потому, что в Афганистане идёт война, и эту войну ведут талибы. И поэтому «Талибан» повинен во всех социально-экономических и иных бедах афганского народа, как минимум, не меньше, чем коррумпированные чиновники и неэффективное правительство в Кабуле.
Если бы «Талибан» хотел мира для Афганистана и афганского народа, то его лидеры использовали бы любую возможность для диалога и переговоров. Но талибы хотят не мира, они хотят власти в Афганистане, и они будут добиваться этого всеми способами. Примечательно, что в письме «американскому народу» талибы уже присвоили себе («исламскому эмирату») статус представителя суверенного афганского государства и афганского народа. И именно на этом основании они требуют от Дональда Трампа начать с ними переговоры. Талибы хотят международного признания, и февральское послание американцам - очередная попытка такое признание получить.
Риторика и стиль «валентинки» «Талибана» до боли напоминает не только предыдущие эпистолярные образцы боевиков, но и заявления и комментарии некоторых пакистанских представителей. Не удивлюсь, если окажется, что к появлению письма от 14 февраля и его смысловой «начинке» имеют отношение специалисты из спецслужб Пакистана. Ведь Исламабад, как и талибы, очень встревожен новой афганской стратегией Дональда Трампа и его намерением организовать силовое давление на боевиков в Афганистане и их операторов и союзников в Пакистане. Для пакистанской стороны было бы наилучшим решением отказ Вашингтона от силовой операции против талибов, признание их права на власть в Афганистане и начало прямых талибо-американских мирных переговоров. Пакистанцы на протяжении нескольких месяцев пытались безуспешно убедить администрацию Трампа отказаться от новой афганской стратегии. Возможно, заявление талибов 14 февраля - это ещё одна отчаянная попытка Исламабада добиться желанной цели.
Не думаю, что «валентинка» «Талибана» сможет убедить Трампа отказаться от его планов в Афганистане. Не думаю также, что в американском политикуме и общественном мнении инициатива талибов встретит поддержку. Зато наверняка факт и содержание этого письма используют в своих интересах пропагандисты «Исламского государства» (ИГ), пытающиеся соперничать с «Талибаном» и союзной ему «Аль-Каидой» на глобальном террористическом рынке. ИГ давно уже отказывает талибам в праве считаться «настоящим» исламским движением, которое ведёт непримиримый джихад с неверными. В пропагандистских «темниках» ИГ талибам отводится статус сугубо националистического движения, далёкого от ценностей истинного шариата и готового изменить «ценностям джихада». В «валентинке» 14 февраля «Талибан» фактически признал национальный статус, подчеркнул отказ от экспансии в страны-соседи Афганистана и заявил о готовности к переговорам с «неверными». Этих «признательных показаний» от талибов давно добивались лидеры ИГ и, думаю, пропагандисты и вербовщики «халифата» теперь используют их в борьбе за мусульманскую молодежь в Афганистане и других странах региона.
Правила комментирования
comments powered by Disqus