В начале марта состоится государственный визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Таджикистан. Эксперты уже сейчас называют предстоящие переговоры президентов двух стран прорывными. Ожидается, что Ташкент и Душанбе откажутся от визового режима, договорятся об открытии дополнительных авиа- и железнодорожных маршрутов, а также об устройстве новых контрольно-пропускных пунктов и пограничных постов. Ташкент готов в рамках предэкспортного финансирования выделить Таджикистану 100 млн долл.
Ташкент сегодня особо заинтересован в экспорте своих товаров. «Узбекистан реализует индустриальную политику, нацеленную на рынок с населением по меньшей мере в 60–70 млн. Это главное направление, на которое ориентированы все силы правительства. В Узбекистане выстраивается система форсированного индустриального развития. За последнее время в республике создано 14 свободных экономических зон (СЭЗ). Производимая там продукция должна экспортироваться. В качестве направления сбыта рассматриваются в первую очередь рынки стран региона. Экономические потребности экспортно ориентированного Узбекистана диктуют необходимость резких изменений во внешней политике», — сказал «НГ» заместитель директора по геокультуре и геоэкономике Средней и Центральной Азии Центра традиционных культур Бахтиер Эргашев. Для достижения этой цели Ташкент даже готов выделить Душанбе в рамках предэкспортного финансирования 100 млн долл. Аналогичную сумму Узбекистан уже предоставил Бишкеку. Узбекские банки дают таджикским и киргизским импортерам деньги для того, чтобы те покупали узбекскую продукцию. «Раньше таких инструментов предэкспортного финансирования Узбекистан никогда не использовал. Это логичный шаг в рамках активизации экспортно-ориентированного развития Узбекистана. А если эту идею продолжить, то, на мой взгляд, следующий логичный шаг — создание экспортно-импортного банка — Эксимбанка Узбекистана. Я думаю, что без него обеспечить устойчивый рост экспорта товаров именно с высокой добавленной стоимостью будет трудно. В любой стране, которая ориентируется на развитие экспорта, есть такой банк, например, в Китае», — отметил Эргашев.
После смены власти в Узбекистане в Центральной Азии начался процесс трансформации отношений, инициированный Ташкентом. Он заинтересован в налаживании сотрудничества со странами региона и создании «пояса добрососедства». Не случайно свои первые визиты узбекский президент совершил в Туркменистан и Казахстан, чуть позже в Киргизию. На очереди — Таджикистан.
Сложные отношения Ташкента и Душанбе окончательно испортились из-за строительства в Таджикистане гигантской Рогунской ГЭС. Первый президент Узбекистана Ислам Каримов выступал против этого проекта, считая, что его реализация обернется экологической катастрофой для региона. Узбекистан решился на крайние меры и, дабы воспрепятствовать поставкам стройматериалов и оборудования ГЭС, в 2012 году даже разобрал рельсы транзитной железной дороги, соединяющей Таджикистан с Россией. Тогда узбекские власти объяснили свои действия обрушением железнодорожного моста и износом путей на участке Галаба—Амузанг. Сегодня в преддверии визита Мирзиёева в Душанбе узбекская сторона обещает построить железную дорогу заново.
Эксперты в визите узбекского лидера видят готовность Ташкента к прагматичному сотрудничеству с Таджикистаном. «Узбекистан на нынешнем этапе может пренебречь дипломатическим этикетом с восточным налетом — президент не самой последней страны региона едет в страны — в Киргизию и Таджикистан, — более слабые в экономическом и политическом отношении. Это сигнал к тому, что большие цели, которые ставит перед собой Ташкент в региональной политике, гораздо важнее условностей, и он готов ими пожертвовать», — сказал Бахтиер Эргашев.
Независимый экономист из Германии Бехруз Химо считает, что сегодня на Душанбе лежит огромный груз ответственности за то, чтобы инициативы президента Узбекистана принесли результат. «Необходимо не допустить, чтобы в результате открытия границ ухудшилась безопасность Узбекистана. Этим обязательно воспользуются противники реформ Мирзиёева, да и он сам может вернуться к „проверенным мерам“ в отношении Таджикистана», — сказал «НГ» Бехруз Химо. Кроме этого, эксперт полагает, что Душанбе следует воздержаться от излишнего пиара в СМИ успехов в строительстве Рогунской ГЭС, а тем более преподносить это как победу над Ташкентом. Напротив, Таджикистану нужно доказать, что Узбекистан не только не пострадает от Рогунского проекта, но даже выиграет. «Что касается ожидаемых практических результатов, то в первую очередь это возобновление свободного передвижения товаров, услуг и населения. Самой выгодной сферой во взаимодействии двух стран является энергетика. Таджикистан может снабжать Узбекистан значительным объемом дешевой электроэнергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях Таджикистана, что позволит Узбекистану увеличить объемы экспорта природного газа за твердую валюту и покрыть дефицит электроэнергии», — отметил Химо. По его мнению, Узбекистан, в свою очередь, может экспортировать в Таджикистан широкий ассортимент потребительских товаров и продукцию автопрома.
Правила комментирования
comments powered by Disqus