90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Эксперты назвали новые угрозы и методы борьбы с религиозным радикализмом

08.03.2018 09:03

Безопасность

Эксперты назвали новые угрозы и методы борьбы с религиозным радикализмом

28 февраля 2018 г. в приграничном городе Оренбурге прошла Международная экспертная площадка «Позитивные практики противодействия религиозному радикализму: взгляд из России». Она собрала для обмена опытом более 100 мусульманских духовных лиц, экспертов, ученых из РФ, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, специалистов Института востоковедения РАН, МГИМО МИД России, сотрудников Антитеррористического центра СНГ, правоохранительных органов. Организаторами их встречи выступили АНО «Содружество народов Евразии», Региональное Духовное управление мусульман Оренбургской области и НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ при поддержке Правительства Оренбургской области.

От лица организаторов работу форума открыл председатель АНО «Содружество народов Евразии» Веналий Амелин (г. Оренбург, Россия).

Приграничный Оренбургский регион, на транзитных путях из Центральной Азии в Россию не случайно был выбран местом проведения широкой международной площадки, поскольку здесь накоплен большой опыт успешного противодействия экстремизму. На открытии форума главный федеральный инспектор по Оренбургской области Сергей Гаврилин отметил, что только в прошлом 2017 г. здесь были оперативно заблокированы 655 радикальных материалов в сети Интернет. Пресечены 12 преступлений экстремистской и 1 террористической направленности.

Вице-губернатор – руководитель Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области Дмитрий Кулагин констатировал, что на сегодняшний день в России выстроена четкая система силового противодействия религиозному экстремизму. Однако, по его мнению, в деликатной конфессиональной сфере очень важно учитывать мнение экспертного сообщества, ученых, представителей духовенства. И их обобщенный опыт поможет усилить работу по данному направлению, прежде всего, в вопросах превентивных мер, профилактики радикализации.

Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Юрий Мищеряков (г. Оренбург, Россия) обратил внимание на то, что в современном мире угрозу представляют не только насильственные, террористические организации, но и деструктивные религиозные группы, наносящие вред психическому здоровью людей посредством проведения разнообразных тренингов и использования технологий изменения сознания. Активным посетителем таких занятий был организатор взрыва в петербургском супермаркете в декабре прошлого года, в конечном счете, признанный невменяемым. Поэтому  законодатель считает, что подобную активность религиозных структур давно пора поставить под жесткий контроль государства.

Популярный на российских федеральных телеканалах эксперт, директор Европейского Института демократии и сотрудничества в Париже Наталия Нарочницкая (г. Москва, Россия) полагает, что наблюдаемый в мире откат к архаичным моделям поведения и общественных отношений, религиозному фундаментализму и нетерпимости является обратной крайностью, ответной реакцией, антитезой насаждаемому западной цивилизацией духовному нигилизму, меркантилизму, либеральным ценностям, отрицающим любые моральные запреты в стремлении к безграничной свободе личности, которая на деле оборачивается вседозволенностью. Однако общество, утратившее разделение греха и добродетели, низводящее человека до положения животного, которого удерживает от преступления только страх наказания, обречено. Его не могут защитить одни полицейские меры, поскольку и сам полицейский является продуктом такого общества без внутренней мотивации к добру и чужому благу.

Председатель Регионального Духовного управления мусульман Оренбургской области Альфит-хазрат Шарипов напомнил присутствующим имамам о личной ответственности духовного лидера, наставника за нравственное здоровье своих прихожан.

Проректор по научной работе и международным связям Западно-Казахстанского государственного университета Олег Юров (г. Уральск, Казахстан) отметил, что после распада СССР процесс десекуляризации общественного сознания активно развивается и на постсоветском пространстве в контексте поиска новой национально-религиозной идентичности. При этом в 2010-е годы произошел фундаментальный перелом: если прежде в Казахстане по соцопросам фиксировались четверть верующих и три четверти неверующих, то теперь эти цифры поменялись местами, что связано с приходом молодого поколения, сформировавшегося в условиях большей религиозной свободы.

Среди новых тенденций старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России Ахмет Ярлыкапов (г. Москва, Россия) назвал также виртуализацию религиозной жизни и общения, появление «электронных имамов и муфтиев», «скайповских шейхов», которые таят в себе как новые угрозы, так и возможности для противостояния радикализму на общих конкурентных площадках в борьбе за души людей. В мире трансформируются и методы насильственной борьбы экстремистов. Разгром с участием России ядра международной террористической организации «Исламское государство» в Сирии, исход из стран СНГ и ликвидация его кадрового резерва на Ближнем Востоке, пресечение каналов финансирования заставили террористов перейти от организованной деятельности групп к тактике индивидуальных, одиночных нападений с использованием общедоступных, подручных средств: ножей, охотничьего оружия, транспорта. Это новая опасная тенденция наглядно проявилась и в России во время последних терактов в Сургуте, Каспийске, Кизляре.

Еще одним следствием поражения «Исламского государства» на Ближнем Востоке стало смещение его активности в новые регионы мира. Старший инспектор по особым поручениям Антитеррористического центра СНГ, подполковник полиции Александр Смирнов (г. Москва, Россия) рассказал, что, по оперативной информации и отслеживаемым направлениям ударов, среднесрочной задачей ИГИЛ является постепенное расширение его присутствия на севере Афганистана с выходом на границы стран Центральной Азии и Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Это закладывает реальную угрозу последующего переноса террористической деятельности на территорию государств-участников СНГ: Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.

Руководитель Центра научно-аналитической информации Института востоковедения РАН, генерал-майор в отставке Николай Плотников (г. Москва, Россия) добавил, что террористические группировки частично контролируют или представлены уже в 20 провинциях Афганистана из 34, а количество терактов с применением смертников в этой стране за последний год выросло на 20 %. Сопутствующей угрозой для СНГ с территории Афганистана является непрекращающийся рост наркопроизводства и наркотрафика, выступающих главным источником финансирования всех антиправительственных и террористических группировок в этой стране. При этом благодаря применению передовых методов агротехники, генно-модифицированных высокопродуктивных и устойчивых сортов опиумного мака, пестицидов, автономных систем полива на солнечных батареях за последние 3 года его урожайность с гектара повысилась с 18,3 до 27,3 кг (на 49,2 %), площади посева – со 183 до 328 га (на 79,2 %), производство – с 3300 до 9000 тонн (на 172,7 %).

В этих условиях особую актуальность приобретает укрепление южных рубежей СНГ, потенциала национальных Вооруженных Сил и российских военных баз Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Таджикистане и Кыргызстане, которые служат гарантом стабильности в Центрально-Азиатском регионе.

Независимый эксперт в области религии Икбалжан Мирсайитов (г. Бишкек, Кыргызстан) поднял важную проблему неспособности международных социальных сетей противостоять экстремистскому контенту на национальных языках стран Центральной Азии. В частности, в последнее время в сети YouTube получили широкое распространение видеоролики не только с радикальной пропагандой, но и инструкциями по сбору взрывных устройств, обращению с оружием на кыргызском, узбекском, таджикском и других языках. На прямой вопрос кыргызского эксперта руководителю YouTube на одной из международных конференций тот признал, что компания не имеет специалистов для понимания и блокирования таких материалов.

В этой связи встает вопрос о необходимости более активного  подключения самой общественности, экспертов, богословов, государственных структур Центральной Азии к постоянной «чистке» таких роликов, аудиозаписей, текстов с международных платформ на основе установленных для публикаций правил.

В рамках экспертной площадки специалисты из различных регионов России и стран Центральной Азии поделились собственными позитивными наработками в сфере противодействия экстремизму.

Так, директор Центра прикладных исследований религии «Мысль» Аскар Сабдин (г. Алматы, Казахстан) представил коллегам разработанную на основе многочисленных бесед с осужденными экстремистами «дорожную карту», методику, последовательность действий для переубеждения религиозных радикалов. Она подобна лечению и начинается с диагностики, опроса по широкой анкете для определения идеологических установок, приверженности определенной богословской школе, конкретных расхождений человека с традиционной доктриной. Затем его проверяют на знание Корана, хадисов, фикха, наглядно показывая ему самому по принципу «зеркала» несостоятельность его амбиций, претензий на осуждение, распоряжение чужой жизнью, владение истиной реальному низкому уровню религиозной подготовки. Аргументировано опровергают его заблуждения ссылками на Священное Писание и Предание. Пытаются восстановить его разорванные социальные связи, общение с родственниками и близкими, вывести из состояния постоянного конфликта с семьей, имамом, обществом.

Интересные наработки есть и в России. Например, в Татарстане создан Центр «Диалог», к работе в котором привлечены бывшие участники деструктивных религиозных групп для установления с их помощью контакта и переубеждения приверженцев радикальных вероучений. Доцент Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета Вадим Козлов (г. Казань, Россия) рассказал, что после резонансных терактов 2012 г. в этой республике вообще была полностью перестроена модель государственно-религиозного взаимодействия для эффективного ответа на новые вызовы и угрозы: организована системная массовая работа не только с духовенством, но и прихожанами вплоть до курсов повышения религиозной грамотности, создана многоступенчатая структура духовного и религиоведческого образования, налажен постоянный социологический мониторинг, отслеживания процессов в среде верующих.

Директор НИИ духовной безопасности и развития религиозного образования Башкирского государственного педагогического университета Данияр Абдрахманов (г. Уфа, Россия) на примере своего вуза раскрыл широкие возможности образовательных учреждений в деле противодействия радикализму. Являясь участником федерального проекта подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, БГПУ оказывает научно-методическое содействие формированию в стране трехуровневой системы мусульманского образования, стандартизации учебных программ религиозных образовательных учреждений, организует курсы повышения квалификации духовных кадров по вопросам теологии, педагогики, менеджмента НКО, взаимодействия с Вооружёнными Силами, обеспечения духовной безопасности и профилактики экстремизма.

В сфере противодействия радикализации мигрантов, оторванных от регулятивного, сдерживающего воздействия своих общин на Родине, профессор Таджикского национального университета Музаффар Олимов (г. Душанбе, Таджикистан) считает наиболее действенными институтами мечети как площадки для просвещения и дискуссии, блокирующие однобокую пропаганду, а также, как ни удивительно, неформальные мигрантские сети. Социсследования, проведенные среди таджикских рабочих в Сибири, показывают, что такие сети помогают мигрантам легализоваться, найти работу, жилье, оказывают материальную поддержку, при отсутствии которых те же функции охотно берут на себя экстремисты, заманивая чувством братства, солидарности и взаимопомощи. Мигрантские сети, хотя и отчасти, но выполняют функции материнского общества, обеспечивают связь с Родиной, контроль и поддержание традиционных моделей поведения, удовлетворение первичных религиозных нужд. В частности, при их содействии организуют похороны, поминки, иные ритуалы почти 35 % мигрантов, а функции имама в их среде очень часто берут на себя бригадиры рабочих. Выпадая же из мигрантских сетей, из-под их присмотра, утрачивая связь с национальной средой и культурой, приезжие становятся гораздо более уязвимыми для экстремистской пропаганды.

Заместитель Председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан Елена Тарасенко (г. Астана, Казахстан) поделилась опытом участия женских неправительственных организаций в профилактике религиозного экстремизма. В частности, в республике на базе 12 ведущих учебных заведений созданы женские клубы для воспитания девушек на основе национальных традиций и ценностей светского государства, дискуссионная площадка для обсуждения статуса, роли и места женщины в исламе, ее миссии в семье и современном мире.

В целом эксперты стран СНГ убеждены, что только за счет объединения усилий, международного сотрудничества государственных и экспертных кругов, обмена информацией и наработками, не проходя в одиночку в каждой стране один и тот же путь, можно эффективно противостоять общим, трансграничным угрозам экстремизма и терроризма на евразийском пространстве.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

08.03.2018 09:03

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
20 раз

рост количества перестрелок на таджикско-афганской границе в 2014 году

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30