Экс-президент Роза Отунбаева предложила оппозиционным группам объединиться в единую политическую силу, чтобы противостоять провластной социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК). Но эксперты отмечают, что перед этим оппозиционеры должны решить ряд внутренних проблем, которые не решаются из года в год.
Идею Отунбаева озвучила на собрании по вопросам соблюдения законности в республике, в которой принимали участие правозащитники, гражданские активисты и ряд оппозиционных политиков.
По словам Отунбаевой, сегодня в стране нет политической конкуренции, «все политическое пространство заняла одна партия, которая действует, как ей захочется».
СДПК возглавляет коалицию большинства в республиканском парламенте и сформировала нынешний состав правительства.
Поэтому, говорит она, необходимо создать политическую силу в противовес СДПК и думать сейчас над ее формированием. Экс-президент отметила, что это должна быть системная и серьезная работа, нацеленная на результат.
«Мы должны подумать, как мы можем добиться своих целей, — сказала экс-президент Роза Отунбаева. – Мы должны сесть, создать группу и конкретно работать над этим. Работа нелегкая, она не может быть выполнена вмиг, но важно наметить штрихи, расписать под них и презентовать это власти. Эта работа должны быть на таком [высоком] уровне».
По словам экспертов, оппозиция Кыргызстана сейчас переживает не самые лучшие времена – она разрознена, у нее нет четкой альтернативной программы в противовес представленной властями «Стратегии 2040», она испытывает недостаток финансовых ресурсов и доступа к широким группам СМИ.
Омурбек Текебаев, лидер партии «Ата-Мекен», объявивший оппозицию ушедшему президенту Алмазбеку Атамбаеву, лишен свободы фактически на 4,5 года из-за обвинений в коррупции и мошенничестве.
На несколько членов его партии, которые являются депутатами парламента, возбуждены уголовные дела, одна из них – Аида Салянова – уже покинула парламент из-за обвинительного приговора суда из-за продления адвокатской лицензии бывшему партнеру Максима Бакиева Алексею Елисееву.
Остальные оппозиционеры, которые активно критикуют власть, находятся вне стен парламента и представляют разрозненную группу из различных бывших депутатов. Формально оппозиционные фракции «Республика Ата-Журт» и «Бир бол» не вступают в прямую конфронтацию с провластной СДПК, а лидер партии «Республика Ата-Журт» Омурбек Бабанов покинул страну после поражения на президентских выборах в октябре 2017 года.
По словам гражданских активистов и некоторых оппозиционеров, кыргызское оппозиционное движение ослаблена из-за действий властей в предыдущие годы.
«Предыдущий президент республики [Атамбаев] создал систему, при которой всеми ветвями власти так или иначе управлял он. В таких условиях оппозиционеры начинают понимать, что по одиночке любого из них могут легко уничтожить, это понимание и заставляет их объединяться в единое целое не смотря на существующие внутренние разногласия», — говорит Рита Карасартова.
«Но тут надо иметь ввиду, что основой для объединения должна стать хорошая идея или цель, иначе эта новая оппозиционная платформа развалится еще на стадии строительства», — добавляет она.
Карасартова согласна с экспертами, что у оппозиционеров должен быть свой четкий план развития республики.
Асия Сасыкбаева, член партии «Ата-Мекен» и бывший депутат парламента говорит, что несмотря на то, что по конституции оппозиционным фракциям в парламенте гарантированы лидерство в двух комитетах, а также возможность участвовать в работе других комитетов, формальные оппозиционные партии не выполняют свои функции.
«Ситуация такого рода в Жогорку Кенеше приводит к созданию «уличной», внесистемной оппозиции, но такие структуры не имеют достаточного политического веса, чтобы противостоять власти, поэтому оппозиция сейчас вынуждена объединяться», — говорит Сасыкбаева.
Необходимость «новой крови»
Павел Дятленко, политолог и преподаватель в Кыргызко-Российском славянском университете (КРСУ) отмечает, что сильная системная оппозиция необходима для устойчивого развития политической системы, представления интересов разных социальных групп.
Однако он признает, что сейчас как системная, так и внесистемная оппозиция ослаблена, лишена харизматичных лидеров, в то время как постсоветский опыт страны показывает, что объединение отдельных оппозиционных групп и активистов возможно только вокруг сильного лидера, обладающего крупными ресурсами и широким кругом связей.
«В условиях парламентской системы приход к власти системной оппозиции возможен через самостоятельное формирование коалиции парламентского большинства или значительное участие в данном процессе, — рассказывает Дятленко. – Баланс сил могло бы изменить появление новых лиц в политическом пространстве страны, но закрытость политического класса республики, когда новые лица появляются только при поддержке крупных политиков, политических сил, крупного бизнеса не позволят нам говорить о большой вероятности притока «новой крови».
По словам Чинары Эсенгул, эксперта по вопросам политики и бывшего заместителя директора Национального институа стратегических исследований КР (НИСИ), от объединения оппозициров на данный момент «никакого толку не будет», потому что у них нет «ни серьезной программы развития страны, ни четкого плана действий на случай прихода к власти».
По мнению эксперта, советское прошлое большинства политиков, в том числе и оппозиционеров, является их основным врагом.
«Мы живем в условиях рыночной экономики и безграничной власти информации, а это, в свою очередь, диктует нам новые правила игры на политическом поле, — говорит Эсенгул. – Постсоветская политическая элита Кыргызстана либо не может, либо не хочет соблюдать эти правила».
По мнению Эсенгул, для развития страны как среди управленцев, так и среди оппозиционеров должны появиться новые молодые лица, которые могут внести динамику и импульс кыргызской политике.
«Система, которая не дает молодежи возможности набраться практического опыта, обречена на проведение масштабных реформ в сфере образования и выборных институтов. Нам нужно создать такие отношения между старшим и молодым поколениями, чтобы они могли помогать друг другу, обмениваться знаниями», — добавила она.
«Приток новой крови заставит всю политическую экосистему Кыргызстана работать по-новому. Следствием такого преображения закономерно станет появление здоровой, разношерстной, а, самое главное, сильной и состоятельной оппозиции», — считает Чинара Эсенгул.
Сасыкбаева рассказывает, что у оппозиционных движений есть собственное видение развитие страны, но они пока «некачественные», и сложно доносить свои идеи до населения при доминировании провластных СМИ и экспертов.
«Нашей стране определенно не хватает общественно-популярных площадок, на которых можно было бы свободно представить свою программу развития республики. Одна из реформ, к которой призывают абсолютно все оппозиционные партии – реформа судебной системы. Мы так хотим стабильности, но забываем, что стабильность напрямую зависит от справедливости. Там, где нет справедливости ее место обязательно займут революционные настроения», — сказала Сасыкбаева.
Правила комментирования
comments powered by Disqus