События на Иссык-Куле и в Джалал-Абаде - это предостережение президенту Киргизии Алмазбеку Атамбаеву. Об этом, в интервью корреспонденту ИА REGNUM, комментируя недавние события в Иссык-Кульской области республики, заявил старший научный сотрудник, координатор региональных программ Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Александр Князев. По его мнению, совсем не случайно иссык-кульские протесты начались в те дни, когда в парламенте должно было начаться обсуждение закона о денонсации соглашения по авиабазе Пентагона в аэропорту "Манас" и проходили неформальный саммит ОДКБ в Бишкеке и затем саммит по евразийской интеграции в Астане.
ИА REGNUM: Предпосылки и главные причины массовых протестов в Иссык-кульской области Киргизии? Кто стоит за акциями протеста?
Фундаментальная предпосылка, она же базис и первооснова всех процессов в Киргизии, включая и нынешние события: изначальная несостоятельность государства. Необузданный либерализм периода президентства Аскара Акаева сыграл дурную шутку с ним самим, его смели три фактора: попытки играть в многовекторную политику обусловили проведение американцами "цветного сценария", в котором в альянсе сработали три основные силы - родоплеменная, кланово региональная оппозиция (в его случае - преимущественно южная), недопустимо расплодившиеся неправительственные организации, воспитанные на дурно понятых, клишированных представлениях о формах государственного устройства и управления, и криминальные группировки, стремившиеся к переделу сфер влияния. На фоне той тотальной безответственности и безнаказанно зашкаливавшей "свободы", которая была сформирована в акаевский период, попытка Курманбека Бакиева при поддержке США сформировать авторитарное правление потерпела фиаско. Северные кланы на фоне естественного общественного недовольства социально-экономической ситуацией с помощью подконтрольных криминальных группировок осуществили реванш. Но особенность киргизской так называемой элиты (этот термин к Киргизии приходится использовать для простоты объяснений, реально он здесь не вполне применим) состоит в том, что объединяться кланы, племена, группировки, вожди и лидеры и т.д. способны только по принципу "против кого-либо", "за что-либо" - никогда. Это исторически объяснимое явление: государство ведет свою историю с 1924 года, да и то в рамках, отводившихся союзным центром, а до присоединения к Российской империи киргизские племена объединялись лишь ненадолго и исключительно перед лицом внешнего врага. Можно вспомнить и такой исторический факт: присоединение северных племен и родов происходило на добровольной основе в ходе войны с Кокандским ханством. А уже в войне с Кокандом и присоединением к России нынешнего киргизского юга северные киргизские племенные авторитеты командовали своими отрядами, помогая российским войскам в покорении своих южных соплеменников. Росийско-советский период киргизской истории не так уж велик, ста с небольшим лет оказалось недостаточно, чтобы преодолеть эту внутрикиргизскую рознь. Советский же опыт подсказывает, что необходим внешний фактор, силой или под страхом силы снимающий конфликтность, иначе все идет вразнос. Сегодня налицо попытка реванша уже опять со стороны южан. События на Иссык-Куле отчасти носят отвлекающий характер, главное, я полагаю, начинается или начнется все-таки с юга.
Это - если в общем виде. А конкретно по событиям на Иссык-Куле работает несколько факторов.
Один из них - попытка реванша отодвинутых от власти (а в Киргизии власть - главный способ личного обогащения) кланов, уже не только южных, но и большой части северных. Кадровая политика Атамбаева в плане регионально-клановых предпочтений еще более сужена, нежели попытки Акаева что-то как-то сбалансировать или стремление Бакиева опираться хотя бы на южан. Что говорить, если заместителем аппарата правительства назначается бывший водитель-телохранитель самого Атамбаева? Принцип один - личная преданность. Критерий, кстати, в котором так легко ошибиться... Действующий пока премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев южанин, но только по происхождению, в его родном Узгенском районе, в Оше к нему есть много нелицеприятных вопросов... Еще один южанин - спикер Асылбек Жээнбеков - ничего реально не решает. Власть сужена в рамках немногочисленной группировки тех, кто пока не считает для себя удобным предать, выгоднее пока побыть верным. По моим сведениям, нынешние события полностью или частично финансируются через Розу Отунбаеву, не имеющую никакой должности, но почему-то проживающую в госрезиденции и имеющую на Атамбаева колоссальное влияние. Парадоксально? Но только на первый взгляд. Здесь самое время перейти ко второму фактору - внешнеполитическому. Пока Атамбаев не был слишком категоричен в спорных вопросах внешнеполитической ориентации, он американцев устраивал. Это вопрос о выводе американской авиабазы "Манас", о строительстве в Бишкеке центра радиоэлектронной разведки, о создании объектов США и НАТО на юге, это вопрос вступления в Таможенный союз, это решение о расширении российского военного вопроса на авиабазе "Кант" и активизация по линии ОДКБ, это, наконец, инициатива о строительстве железной дороги из Таджикистана на север, с присоединением к казахстанской транспортной сети, что означает отказ от американских планов переформатирования региона,. Отунбаева - человек вашингтонского обкома, ну и... скажем, лондонского крайкома.
Экспрессивная пророссийская риторика Атамбаева последних месяцев насторожила западных кураторов его окружения. События на Иссык-Куле и в Джалал-Абаде - это, как вариант, предостережение. Меня немного удивляет наивность западных проектировщиков: если бы эта риторика была искренней и влекла за собой реальные действия. Но прозвучало все довольно громко, видимо, решили перестраховаться. Совсем не случайно иссык-кульские протесты начались в те дни, когда в парламенте должно было начаться обсуждение закона о денонсации соглашения по авиабазе Пентагона в аэропорту "Манас" и проходили неформальный саммит ОДКБ в Бишкеке и затем саммит по евразийской интеграции в Астане.
Есть еще детали. На биржевых играх с акциями канадского предприятия "Центерра Голд" зарабатывается значительно больше денег, нежели стоит все золото рудника Кумтор. Любое критическое событие, связанное с предприятием, влечет понижение цен. Можно вспомнить, как цены упали после первых, немассовых пикетов по Кумтору, а через короткое время в прессе появилась информация о, якобы, новых вероятных запасах месторождения, и цена акций тут же поползла вверх. За исключением государственного пакета акций и их небольшого количества у миноритарных акционеров, основные владельцы - это серьезные фигуры, масштабы которых выходят далеко за пределы Киргизии. Например, бывший директор ЦРУ генерал Дэвид Петреус, сын экс-президента Максим Бакиев, экс-премьер Омурбек Бабанов...
ИА REGNUM: Насколько легитимны заявления и требования митингующих?
В той социально-экономической ситуации, которая существует в Киргизии, очень легко играть на популизме. Вот, де, эти канадские инвесторы выкачивают киргизское золото, обворовывают киргизский народ и т.д. Я не исключаю, что какие-то детали соглашения с "Центерра Голд" подлежат пересмотру. Но если бы проблемы были только с Кумтором. В ноябре прошлого года в Ляйлякском районе было совершено нападение на геолого-разведочный лагерь "Апрельский", расположенный на одноименном золоторудном месторождении. Исследованием месторождения занималась российская компания "A.Z.International", буровые работы на руднике вел киргизский подрядчик - ОАО "Ала-Урум". Уничтожено оборудование, сожжен поселок геологов, жертв, слава богу, не было, работы приостановлены, к ответственности за разгром никто до сих пор не привлечен. За экспроприацию своей доли на золоторудном месторождении Джеруй казахстанская компания Visor требует компенсацию в размере более 400 миллионов долларов. На запросы казахстанского инвестора правительство Киргизии просто не отвечает, казахстанцы были вынуждены обратиться Международный центр по разрешению инвестиционных споров Всемирного банка, вопрос пока не решен. Приостановлена после массовых беспорядков, носивших межэтнический характер, работа китайской горнорудной компании "Алтын-Кен" в Чуйской области, конфликт с большим трудом был локализован местными правоохранительными органами. То есть, речь нужно вести не о случае, а о тенденции. А вопросы о несоответствии тех или иных условий по инвестиционным проектам чаще всего связаны с коррумпированностью в правительстве, в руководстве самой Киргизии, это вопросы к тем, кто соответствующие соглашения подписывал. Но это не повод обесточивать рудник, блокировать коммуникации, подвергая, кстати, риску техногенной катастрофы немалый регион на южном побережье Иссык-Куля, подвергая опасности жизни тысяч людей. Есть претензии - митингуйте в Бишкеке, требуйте отставки правительства, президента, парламента, руководителя санэпидемнадзора, наконец, и т.д. Но зачем же срывать работ у предприятия, дающего 20 % налоговых поступлений в бюджет, а заодно и туристический сезон, это тоже немалая цифра бюджетных поступлений и для огромной части жителей Иссык-Кульской области - единственный источников зарабатывания средств к существованию.
Выступления носят организованный характер, это несомненно, местное население просто используется. Когда правящая элита неспособна обеспечить своему населению хотя бы минимально приемлемые условия жизни, срабатывает популизм: иностранцы виноваты. Популизм - оружие обеих сторон, оппозиции, власти... Я думаю, в случае с Кумтором, если говорить о выдвинутых требованиях, это главное. Доля местного населения работников предприятия, кстати, 95 процентов, в мировой практике не такой уж плохой показатель. Правительство взамен или хотя бы в дополнение что-то предложило? Правительство создало рабочие места? Вопросы риторические. Не предлагало, не сделало, не предлагает и не сделает. Претензии митингующих к предприятию вторичны, это не социально-экономический, это исключительно политический конфликт.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете реакцию киргизских властей на массовые беспорядки?
Как бездарную. Собственно, по-иному быть и не могло. По большому счету, властей в полном понимании этого слова, в Киргизии нет. Я еще в 2005 году употребил образ: "афганизация Киргизии", речь шла о перераспределении властных функций в регионы и их неподчиненности столице. Думаю, на данный момент этап "афганизации" Киргизия уже прошла, Ош живет сам по себе, Баткенский регион, иронизируя, называют "Ичкерией", имея ввиду его автономность от центра, теперь, вот, настала очередь Иссык-Куля, а значит, и Нарынской области... Теперь есть выбор: пойти по пути Югославии и начать делиться на регионы и региончики. Или идти по пути Сомали, превращаться окончательно в большую криминальную зону с криминальными же порядками. Как еще можно расценивать шараханья в реакции этих властей: сначала бросаем в толпу несчастных милиционеров и пытаемся применить силу, десятки пострадавших, потом приезжает вице-премьер Атаханов и слезно просит прощения, затем ему вторит стремительно назначенный губернатором области Мамытов, который, ничтоже сумняшеся, начинает заигрывать с митингующими... А закулисно идут разборки, иначе не назовешь, там все по понятиям, как и положено в криминальной сфере.
Силовые структуры Киргизии дискредитированы, деморализованы и коррумпированы, начиная со времен Акаева. И эта деградация с каждым новым режимом только усугубляется. Еще не закончилось позорное судилище над офицерами спецподразделения "Альфа", защищавшими в апреле 2010 года не режим, не Бакиева, а вполне конкретный объект, дом правительства, просто остававшимися верными присяге. Будет ли кто-то из военнослужащих любой силовой структуры всерьез служить хоть какой-то власти? Какие-то приказы могут быть исполнены - если не во вред себе и есть понимание, что за их исполнение тебя же потом и накажут. В целом власть импотентна.
ИА REGNUM: Как это отразится на имидже власти? Какие последствия такие акции принесут, как для властей, так и для самой страны?
Про имидж говорить поздно, это уже не для Киргизии, Швейцарии, о которой мечтал Акаев, не получилось и уже не получится. Про инвестиционный климат я сказал выше. Сегодня только ненормальный будет работать с этой властью и в этих условиях. Любопытны в этом контексте дальнейшее поведение руководства России в отношении Киргизии, а заодно судьба российских проектов в сфере гидроэнергетики и развитие событий в плане интеграции Киргизии в евразийские проекты России, Казахстана, Белоруссии. Понимают ли в Москве, а также в Астане и Минске, что в Киргизии нет адекватных партнеров, способных хотя бы с натяжкой более-менее честно и ответственно выполнять свои обязательства?
По части имиджа есть один момент - власть и политическая элита делают все возможное, чтобы имидж был - имидж криминальной зоны с стремительно растущим агрессивным националистическим уклоном. В настоящее время это больше относится не к оппозиции, она умереннее (пока), это про действующую власть. Советник Атамбаева по межнациональным отношениям Эмильбек Каптагаев - главный идеолог формирующегося национал-фашизма. Его любимая тема - российский колониализм, геноцид русских в отношении киргизов (речь о восстании 1916 года), он главный режиссер антирусских и антироссийских настроений среди маргиналов. Маргиналов в Киргизии немало, почва для фашизма вполне подготовлена. Теперь, в преддверие 2016 года, к годовщине, главным объектом выбираются русские и, соответственно, Россия. Это и американский заказ, это и собственная сущность правящей в Киргизии элиты. К слову, пока Каптагаев разжигает антирусский национализм, в это время в Оше другие политические лидеры проводя дни "Российской газеты", выглядит весьма контрастно. Имидж киргизского юга изрядно подпорчен межэтническим киргизско-узбекским конфликтом 2010 года, но там что-то начинает сдвигаться в лучшую сторону. Имидж северной Киргизии сегодня формируют Атамбаев и его советник Каптагаев.
ИА REGNUM: Де-юре республика является парламентской, однако адекватной реакции от народных избранников не было, как можно охарактеризовать киргизскую государственность?
Реакции будут, их будет много, они обязательно будут разнообразно эмоционально окрашены, но будут ли они адекватными, вот в чем вопрос. Парламентская система в Киргизии себя полностью дискредитировала, парламент выполняет две основные функции. Во-первых, депутатство - это инструмент лоббирования своих корыстных интересов "народными избранниками". Во-вторых - дискуссионная площадка, где, вовремя и правильно пропиарившись, можно расширить возможности лоббирования (см. первую функцию).
О несоответствии парламентской системы реальностям Киргизии в 2010-м году не писали только глупые и ленивые. Но тогдашней "революционной" команде Отунбаевой, Атамбаева, Текебаева и иже с ними эффективная система управления, судя по трехгодичным результатам, нужна и не была. Нужна была просто власть, нужны были условия для передела собственности, нужно было выполнение заказа внешних спонсоров. За три года в уничтожении республики эта команда преуспела больше, чем Акаев с Бакиевым вместе взятые. Если парламент - ведущая из ветвей власти, а в теории предполагается именно это, возникает вопрос - где, спустя несколько суток после начала конфликта на Иссык-Куле и затем в Джалал-Абаде, находятся депутаты, где спикер? Утверждение в Киргизии парламентской системы было очередным этапом по уничтожению тех элементов государственности, которые еще сохранялись по инерции с советского времени. Спустя три года никто не наказан за резню в Оше, все главные герои тогдашнего Временного правительства и сегодня во главе политического процесса. Парламент в Киргизии - фикция, как говорил известный литературный герой, "дырка от бублика"...
ИА REGNUM: Ваши прогнозы, как будет развиваться ситуация дальше?
Иссык-Куль, как мне кажется, это или репетиция, или/и катализатор. Главное будет происходить с юга. Если Атамбаев не хочет через пару недель заняться проверкой своего бизнеса в Турции, а заодно и отдохнуть (кстати, в Турции сейчас отдыхать проблематично), он должен как минимум отправить в отставку правительство, объявив его виноватым в конкретной ситуации с Кумтором. И переформатировать весь госаппарат с учетом претензий всех региональных кланов. Создать то, что в приличных кругах именуется консенсусом элит. Вероятность такового я оцениваю невысоко. Но и этого мало.
Ситуация на Иссык-Куле - это предупреждение, от Атамбаева требуются гарантии отказа от тех отношений с Россией, которые им декларируются. Атамбаев в самое кратчайшее время должен продемонстрировать некий апгрейдинг своих внешнеполитических предпочтений: будет ли это отказ от вывода американской базы или от вступления в Таможенный союз. Сейчас его задача с точки зрения самосохранения - ввести в действие этап серьезного охлаждения в отношениях с Россией. Иначе - чемодан, аэропорт "Манас", авиакомпания Turkish Airlines...
В какой форме это будет происходить - дело десятое. Очередной антироссийский выкрутас (а у него их за короткое время было уже немало) спасает на какое-то время. В целом речь идет о полной и окончательной переориентации Киргизии в сторону, противоположную от России, Казахстана и формирования евразийского геополитического и геоэкономического пространства. Спасение от очередного "цветного сценария" - следование советам Отунбаевой и, что немаловажно, лояльность к экс-премьеру Омурбеку Бабанову. Бабанов на ближайшую перспективу - главная креатура американцев, в принципе, я думаю, они готовы вывести его из тени и раньше. Зная Атамбаева лично, не думаю, что он способен найти путь, который устроил бы всех внешних акторов.
Нужно ли помогать Атамбаеву? В соцсетях в последние дни активно обсуждаются сценарии внешнего управления вплоть до ввода в Киргизию КСОР ОДКБ для стабилизации и недопущения силовых вариантов развития событий. Не думаю, что ОДКБ на это способна, это, и я уже писал и говорил не раз, институционально неэффективная организация. Единственное, что она плодотворно осуществляет, так это функцию канала военно-технической помощи таким как сегодняшняя Киргизия псевдосоюзникам за счет российских налогоплательщиков. Случись ввод КСОР в Киргизию, на второй день эти войска будут объявлены оккупантами, а там и до басмаческого движения недалеко, США и НАТО подсобят. ОДКБ не готова противодействовать этому даже в информационном пространстве, но главное даже не это. Руководство ОДКБ не имеет полномочий на самостоятельные оперативные действия, это один из главных изъянов организации. А как отнесется к подобному действию Казахстан? Не говоря уже об Армении или Таджикистане... Можно, с учетом нахождения в Минске экс-президента Бакиева, предположить, сколько иронии прозвучит из уст президента Белоруссии... Одна Россия этот вопрос уже не решает. Да и нужно ли защищать персоналии? А в самой Киргизии у Атамбаева из реальных возможностей поддержки - в случае попыток силового разрешения нынешнего конфликта - только попытка объединить какую-то часть северно-киргизского криминалитета. Перспектива и сомнительная, и невеселая. Что делать России? России и другим партнерам Киргизии по ОДКБ, СНГ, ШОС и чему угодно остается только смириться с происходящими уже давно помимо их воли процессами и готовиться к предоставлению в Киргизию очередной широкомасштабной гуманитарной помощи. А на будущее - если у отношений с Киргизией вообще будет будущее - быть поразборчивее в выборе партнеров.
Правила комментирования
comments powered by Disqus