Парламентские выборы в Туркменистане обычно являются бессмысленным событием, но у предстоящего голосования 25 марта есть некоторые интересные аспекты.
Голосование на парламентских выборах в Туркменистане запланировано на 25 марта. Центральная избирательная комиссия страны зарегистрировала 284 кандидата, претендующих на 125 мест в меджлисе. Большинство кандидатов представляют Демократическую партию Туркменистана (бывшая Коммунистическая партия); Партию промышленников и предпринимателей, основанную в 2012 году и впервые участвующую на парламентских выборах; Аграрную партию, основанную в 2014 году. Общественные инициативные группы также выдвинули небольшое количество кандидатов.
Последние две партии, возможно, появились для создания иллюзии многопартийных выборов. Обе поддерживают политику президента Гурбангулы Бердымухамедова. Ни одна из них не выступила с какой-нибудь инициативой, и, по сути, они редко упоминаются в государственных СМИ, кроме как во время выборов. То же самое, впрочем, относится к Демократической партии Туркменистана (ДПТ).
Парламентские выборы в Туркменистане были фарсом с самого начала. В первых выборах в декабре 1994 года, спустя три года после того, как Туркменистан стал независимым, участвовал 51 кандидат на 50 мест; на последних парламентских выборах в декабре 2013 года было 283 кандидата, из них 99 - из ДПТ, а претендовали они на 125 мест.
Не имеет большого значения, кто занимает эти места, поскольку парламент Туркменистана является марионеточным; нынешний парламент и вовсе был понижен в статусе после президентских выборов в феврале 2018 года. Высшим законодательным органом, каким он есть сейчас, в Туркменистане на данный момент является Совет старейшин, хотя последующий указ Бердымухамедова позволил и молодым людям присоединяться к этому органу.
Туркменская редакция Азаттыка – Радио Азатлык - в течение многих лет опрашивает граждан Туркменистана в связи с парламентскими выборами; и стало очевидно, что почти все они мало что знают о тех, кто выдвигается в депутаты от их округов или других районов.
36-летний Сердар Бердымухамедов, единственный сын президента Бердымухамедова, стал членом парламента Туркменистана по итогам всеобщих выборов 20 ноября 2016 года. Краткое объявление о предстоящих дополнительных выборах было сделано 18 ноября и не сообщало имена кандидатов, которые покинули свои места, а также не указывало причин, по которым они уходили. Не было также никакой информации о том, кто баллотировался на вакантные места. Лишь 23 ноября государственные СМИ сообщили, что Бердымухамедов-младший занял место от Душакского избирательного округа в Ахалской области.
Плакаты в поддержку Гурбангулы Бердымухамедова. Архивное фото.
Сердар снова баллотируется, чтобы сохранить свое место 25 марта, и почти не остается сомнений, что он победит. Недавно Бердымухамедов-младший был в Астане во время проведения в столице Казахстана первого саммита руководителей стран Центральной Азии. Президент Бердымухамедов на нем не присутствовал - он отправился в Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты. Вместо себя отправил спикера парламента Акджу Нурбердыеву.
Если в Астане и фотографировали Нурбердыеву, то снимки не были распространены; зато широко обсуждались фотографии со встречи Сердара с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.
Согласно конституции Туркменистана, спикер парламента является второй по статусу должностью в правительстве, человеком, на которого возлагают полномочия президента в случае, если действующий глава страны не способен выполнять свои обязанности.
Нурбердыева является официальным спикером парламента с 23 февраля 2007 года (ранее исполняющая обязанности от 22 декабря 2006 года) - впечатляющий срок, учитывая, что большинство высокопоставленных туркменских чиновников редко держатся на своем посту больше, чем пару лет, а зачастую и того меньше.
В этом году Нурбедыевой исполнится 61 год, что на четыре года превышает минимальный пенсионный возраст для женщин в Туркменистане. Если она освободит свой пост, то это расчистит дорогу для Сердара к должности спикера парламента. Таким образом, он может стать конституционным преемником президента, своего отца. Такого варианта, по общему признанию, не получилось, когда умер первый президент Туркменистана Сапармурат Ниязов. После объявления о смерти Ниязова 21 декабря 2006 года последовало известие об аресте тогдашнего спикера парламента Овезгельды Атаева. Затем Атаеву было предъявлено обвинение в разжигании межэтнической вражды, и он был приговорен к тюремному заключению.
Сердар Бердымухамедов с медалью имени своего деда.
Сердар Бердымухамедов сейчас мог бы лучше позиционировать себя, если бы его отец заболел или внезапно умер. Те, кто в последние месяцы следит за туркменскими государственными СМИ, могли бы узнать о растущем влиянии Сердара.
Еще один интересный аспект предстоящих парламентских выборов заключается в том, что они проводятся не в декабре, как все предыдущие пять парламентских кампаний (в 1994-м, 1999-м, 2004-м, 2008-м и 2013-м годах). Для кардинальных перемен раньше не было причин; но в этом году Туркменистан столкнулся с худшим экономическим кризисом за всю свою 26-летнюю историю независимости, поэтому могло возникнуть желание провести выборы до серьезных изменений вроде девальвации национальной валюты.
Правила комментирования
comments powered by Disqus