Период правления президента Эмомали Рахмона единственный и самый худший период в истории современного Таджикистана. Он возглавил страну после трехлетней гражданской войны, которая парализовала, но не разрушала народнохозяйственный комплекс республики. У него был уникальный шанс стать президентом-реформатором, который заложил бы основы и создал бы условия для преобразований и функционирования национальной экономики в условиях рыночных отношений. Вместо этого он стал очередным местным царьком с диктаторскими полномочиями.
Социально-экономические преобразования по-рахмоновски привели республику в ряды беднейших стран мира, развалу экономики и утрате даже того потенциала, что был заложен в советский период развития страны. Выбранная Рахмоном модель экономического развития не отличается оригинальностью: страна продолжает погружаться в пучину миллиардных внешних долгов, а сохранившиеся в республике активы обогащают ближайший коррумпированный круг приближенных из семейного клана президента.
Естественно, экономическая деградация привела к полному краху социальной сферы, где реальная политика подменяется имитацией реформ и приспособления к функционированию в условиях рынка. Противоречивые законы, по одним из которых что-то власти дают населению, а по другим отнимают в несколько раз больше, воспринимаются большинством граждан как издевательство над честью и достоинством человека. Обратимся к некоторым аспектам этой политики, где человек не главное достоинство и богатство страны, а обуза для правящей верхушки.
В последнее время из Таджикистана регулярно поступает довольно скверная информация о том, что руководители местных собесов присваивают себе пенсии и с ворованными деньгами скрываются от рассерженных и доведения до отчаяния стариков. Впрочем, чему удивляться. Сегодня буквально весь чиновничий аппарат республики погряз в хищениях и коррупции. Не воровать или не брать просто неприлично. Кто-то "промышляет" на государственном уровне, а кто-то – вот так на местечковом.
Но это все "цветочки", которые всего лишь дают дополнительные штрихи к портрету армии местных чиновников, которые не только по уши погрязли в коррупции, но еще и уверовали в свою безнаказанность. "Ягодки" появились в начале текущего года, когда вступил в силу закон "О страховых и государственных пенсиях". Не вдаваясь в детали, заметим, что таджикские власти, наконец-то, дошли до понимания введения в пенсионной системе накопительной части, в которой будут участвовать мужчины, родившиеся после 1954 года и женщины, появившиеся на свет божий после 1959 года. Только тут сразу же возникает интересный вопрос, кто будет платить взносы в накопительную пенсионную копилку? В настоящее время в республике, где численность населения составляет 7,5 млн. человек, проживет 596 тысяч пенсионеров, более 1,5 млн. находится за пределами страны в трудовой миграции. Власти особо не скрывают, что на накопительные счета будут поступать деньги соотечественников, вынужденных по их вине горбатиться за рубежом.
Власти, конечно, кое-что отщипывают от миллиардных переводов, но ничего не получают в виде налогов и обязательных социальных сборов. Как и следовало ожидать, с начала года на накопительные пенсионные счета не поступило ни одного сомони. Но иного результата трудно было ожидать. Спрашивается, с какой радости люди, которым ничего толком не разъяснили, должны вносить взносы на лицевые счета, деньги с которых они смогут получить, только достигнув пенсионного возраста. Вороватое руководство страны уже давно утратило доверие у населения, и люди здраво рассуждают - где гарантии, что власти под каким-нибудь предлогом эти деньги не прикарманят. Наконец, может быть, это самое важное, мигранты понимают, что их заработки нужны семьям сейчас, а заглядывать за горизонт на 10-20 лет в Таджикистане, где нормой стало жить одним днем, дело бесперспективное и бессмысленное.
Но также можно не сомневаться, что власти набившие руку на принуждении и обмане населения, найдут возможность добраться до денежных переводов мигрантов. Достаточно вспомнить, как бесцеремонно вышибались из людей средства на строительство Рогунской ГЭС.
Если к трудовым мигрантам власти пока не смогли подобрать "ключики", то таджикским пенсионерам приходится проявлять чудеса выживаемости на те крохи, которые они получают по социальным выплатам. Каждый 13-й житель республики – неработающий пенсионер. Из них около 400 тысяч получает ежемесячную пенсию 100-130 сомони. На фоне того, что минимальная зарплата в стране составляет 80 сомони, а средняя 200-210 сомони, пенсионный "оклад" выглядит даже очень не плохо. Но, если обратиться лишь к текущим розничным ценам на основные продукты питания на местном потребительском рынке, то картина будет не столь уж оптимистичной. Килограмм мяса стоит 28-30 сомони, один мешок муки местного производства - 110 сомони, килограмм картошки - 2,5 сомони, лука - 1,5 сомони, литр растительного масла - 8-9 сомони, кило сахара - 5-6 сомони.
Стоит ли после этого удивляться, что в оценках происходящего люди преклонного возраста высказывают одни лишь негативные суждения. "Каждый год издаются законы о повышении размеров пенсий, стипендий и минимальных зарплат, говорит житель столицы пенсионер М.Кадыров. - А почему народ им не рад? Потому что рост цен и инфляция больнее всего бьет по нам – пенсионерам". "Иногда не хочется жить, - говорит 70-летний пенсионер Исмоил. - Думаю, хоть бы Бог взял мою душу. Вместе с сыном живу на пенсию в 100 сомони. Сын инвалид. Пенсию он не получает и ни где не работает. Мы не живем, а просто существуем. Дать бы Эмомали Рахмону мою пенсию и понаблюдать, как он будет на нее жить.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
- Главная страница /
- Новости /
- Общество /
Пенсионные "радости" в Таджикистане
Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
Дни рождения:
3,6%
рост ВВП Кыргызстана в 2014 году
Правила комментирования
comments powered by Disqus