Пока центральноазиатские государства готовятся к ситуации в связи с выводом войск коалиции из Афганистана в следующем году, Москва пытается создать из ОДКБ более эффективную систему, противостоящую угрозам. Но наиболее густонаселенное государство Центральной Азии, Узбекистан, не принимает никакого участия в этих мероприятиях.
Главы России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана собрались 27-28 мая на заседании Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это был неполный саммит, поскольку президенты двух государств блока, не входящих в Центральную Азию, Армении и Беларуси, не приехали на переговоры в столицу Кыргызстана Бишкек.
Секретарь Совета обороны КР Бусурманкул Табалдиев изложил ряд угроз, которые Афганистан представляет для Центральной Азии в случае, если ситуация станет еще более нестабильной после 2014 года – терроризм, исламистские боевики, рост незаконного оборота наркотиков и контрабанда оружия.
ОДКБ была сформирована через год после развала Советского Союза в 1991 году. Теоретически, она может размещать войска для защиты любой страницы-участницы, но сложности постсоветских конфликтов сделали вмешательство невыполнимым или нежелательным.
Перспектива проблем, исходящих от Афганистана, дает ОДКБ новое понимание его миссии. Теперь переговоры касаются укрепления совместных сил на земле и в воздухе.
В середине апреля заместитель генерального секретаря ОДКБ Валерий Семериков объявил о том, что пакт о совместных военно-воздушных силах будет готов к обсуждению и обзору к концу текущего года. Местом приема самолетов из новых сил, скорее всего, будет Кант в Кыргызстане, где Россия арендует авиабазу уже в течение последних десяти лет. Данная база размещает российские истребители, а также штурмовики, хорошо подходящие для противоповстанческих операций. Недавно заместитель министра обороны России Анатолий Антонов объявил о росте финансирования авиабазы.
В то же время официальные лица Кыргызстана говорят, что Силы быстрого реагирования ОДКБ, насчитывающие 20.000, будут усилены и реорганизованы, что позволит им проводить мобильные военные операции против боевиков.
Москва будет продолжать играть доминирующую роль в новом ОДКБ, и, скорее всего, будет обеспечивать войсками и оснащением в большей степени. Это обязательно усилит ее влияние в регионе, особенно в свете того, что военная авиабаза США в «Манасе», недалеко от Канта, должна закрыться в следующем году. Кыргызстан предоставил объект «Манас» вскоре после вторжения США в Афганистан в 2001 году, но Россия всегда с подозрением относилась к западному аванпосту, расположенному в своей традиционной сфере влияния.
Узбекистан, находящийся в центре региона, обладает самыми мощными вооруженными силами в Центральной Азии, но не участвует в региональных мероприятиях по безопасности. В июне прошлого года он приостановил свое членство в ОДКБ, очевидно, из соображений того, что Россия может разместить войска вблизи его границ под предлогом усиления мероприятий по безопасности блока.
В целом, отношения Узбекистана с Кыргызстаном и Таджикистаном проблематичны. Ташкент решительно возражает против строительства гидроэлектростанций в обоих государствах на том основании, что они лишат его воды. В ответ он препятствует их доступу к их железным дорогам, пересекающим его территорию, и периодически прерывает поставки природного газа.
Хотя может показаться очевидным, что Узбекистан не будет принимать участия при формировании членами ОДКБ усиленного союза, не следует забывать, что эта страна уже несколько раз радикально меняла свои решения. Так, она вышла из состава ОДКБ в 1999, чтобы вновь вернуться уже в 2006 году.
Сотрудничество в сфере безопасности в рамках ОДКБ взаимосвязано с более тесными связями в других сферах. Кыргызстан планирует вступить в Таможенный союз, в который сейчас уже входят Россия, Казахстан и Беларусь, а Таджикистан стремится к этому.
Будучи в Бишкеке на заседании ОДКБ, президент Таджикистана Эмомали Рахмон заключил сделку со своим кыргызстанским коллегой Алмазбеком Атамбаевым на строительство нового железнодорожного пути между двумя государствами. Эта дорога станет частью непрерывного маршрута, проходящего через Казахстан в Россию, и ликвидирует текущую зависимость Таджикистана и Кыргызстана от железнодорожной сети Узбекистана и расположения лидера этого государства.
Выступая 29 мая, премьер-министр Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиев заявил, что маршрут уже выбран, и будет составлено технико-экономическое обоснование. Также он заявил, что железная дорога может, в конечном счете, присоединиться к Афганистану, Ирану и странам Персидского залива.
Попросив Россию и Казахстан поддержать проект строительства железной дороги, лидеры Кыргызстана и Таджикистана особо отмечают преимущества сотрудничества в сфере безопасности, а также торговли.
Увлеченность руководства Кыргызстана железнодорожным маршрутом, проходящим на север от Таджикистана в Россию, означает уход от предыдущего варианта – простирания на запад от Китая через Кыргызстан и Узбекистан. Этот вариант, похоже, застопорился.
В знак полной независимости Узбекистана от своих соседей его правительство планирует новое железнодорожное сообщение между селами Ферганской долины и остальной частью страны, прекращая текущий маршрут, ведущий через северный Таджикистан.
Правила комментирования
comments powered by Disqus