Тезис о том, будто социальные сети – это пусть кривое, но все-таки зеркало общества, в Казахстане подтверждается весьма условно. Например, в социальной сети Фейсбук много споров относительно участия казахов во Второй мировой войне. Да, Парк 28 героев-панфиловцев идеологически заточенные вандалы периодически оскверняют. Но делают это ночью и никак себя не афишируя. А вот Бессмертный полк по улицам Алматы на 9 мая последний раз прошагал в количестве 86 тысяч человек – гордо и открыто.
В социальных сетях можно прочесть массу оскорблений в адрес Нурсултана Назарбаева, однако все их делают либо люди, физически находящиеся за пределами Казахстана, либо с фейковых аккаунтов. Критика же «идентифицируемыми» жителями республики достаточно сдержанная или конструктивная.
В сети бесконечные обострения на тему «дружбы народов», тогда как в реальности межэтнические стычки достаточно редкие. Подходя к регулированию процессов во Всемирной паутине по аналогии с реальной жизнью, власти регулярно попадают в тупиковые ситуации. Здесь очень показателен кейс Татьяны Шевцовой-Валовой. Она ругалась в Сети в той манере, как общаются ненавидящие друг друга соседи по одной лестничной площадке. Однако донос на нее сделали по канонам реальной жизни и перевели вопрос в политическую и правовую плоскость.
В конечном итоге власти осознали, что имеют дело с человеком, который всякими юридическими вещами совершенно не заморачивается и их не осознает. Возникла имиджевая проблема сложных последствий перевода «странного» человека в категорию «политического заключенного». В последний момент власти нашли компромиссное решение, осудив женщину условно. Благо, наличие трех детей предоставило для этого правовые основания.
В Казахстане достаточно мощный пласт людей проводит время в компьютерных играх. Речь сейчас не о школьниках, для которых такое занятие совершенно естественно, хоть в ущерб урокам, а о взрослых людях. У них семьи, работа (порой бизнес), другими словами – социальная ответственность. Как можно быстрее разделавшись со своими обязанностями в offline, эти люди садятся за подключенный к интернету компьютер и устраивают баталии с такими же как они. Это не игроманы в медицинском смысле слова и на «донат» (проплату реальных денег, дабы быстрее «прокачать» своего персонажа в игре) тратятся меньше, чем на пиво или сигареты, а то и вовсе обходятся без него. Однако у этих людей нет времени сидеть в соцсетях – они лишь на игровых форумах и собственно в процессе игры. Такие люди к минимуму сводят получение новостной и прочей информации из реального мира, поскольку их бюджет времени перераспределен в игровую сферу интернета. Трудно представить, что устроит вся эта масса, если ее одномоментно на неделю отключить от интернета.
Обвинение в искажении реальности – одно из самых стандартных в виртуальном пространстве Казахстана. Оно может звучать от кого угодно и за что угодно: очернение действительности, приукрашивание действительности, замалчивание негативных фактов, вскрытие негативных фактов, игнорирование положительных моментов, акцентуация лишь на положительных вещах и т. п. Вот только упускается из вида принципиальный момент: каждый видит то, что есть у него в голове. Аберрация сознания. Реализма не бывает. Если вкратце, то сначала человек из соцсети моделирует свой собственный мир, а потом доказывает кому угодно другому, что у него картина мира правильная, а у остальных – идиотская.
Человек в окружающем мире отражает себя и те ценности, знания, информацию, которыми обладает. Здесь очень показательны «Пятна Роршаха» – психодиагностический тест для исследования личности, созданный швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций – человек должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Значимая информация о потребностях и волнениях личности может быть извлечена из содержания или «сюжета» ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами.
За любым текстом и визуальным изображением каждый человек видит то, что у него самого в голове. К тому же все это может быть нагружено вторыми, третьими и пятыми смыслами. В Казахстане это обычное и естественное явление превращается в проблему из-за того, что многие участники общественно-политического процесса пытаются навязать свою субъективную реальность другим людям. А она у каждого своя.
Эскапизм – стремление личности уйти от действительности в вымышленный мир. В современном Казахстане данное явление стало массовым. И дело не только и не столько в развитии Интернета, позволяющего ходить на фэнтезийные веб-ресурсы и вступать в различные параллельные сообщества. Просто реальность пугает, механизмов воздействия на нее многие люди не имеют и не видят, вот и создают собственные миры, где они чего-то значат и что-то могут.
Эскапизм – это все-таки нечто отличное от мира компьютерных игр, о котором мы писали выше. Игроки минимизируют свое участие в реальном мире ради игр в онлайне. Эскаписты вообще живут в ином, ими самими смоделированном мире. Не будем смешивать их и с «самоликвидаторами» (наркоманы – по ускоренной программе и алкоголики в традиционном режиме), хотя и здесь исходные посылки одинаковы – реальность пугает. Просто наркоманы не задумываются о завтрашнем дне в жестком режиме («укололся», сейчас хорошо и все равно, что завтра будет «ломка»), тогда как эскаписты формируют виртуальную реальность, где от них что-то зависит, а правила игры понятны и приемлемы.
Лакмусовой бумажкой для выявления масштабов армии эскапистов в Казахстане в свое время стал успех голливудских фильмов о Гарри Поттере и трилогии «Властелин колец». Сериал «Игра престолов» пошел уже по проторенной дороге.
Специфической формой бегства от реальности стала работа в официально научных отраслях знания – история, политология, лингвистика… Здесь эскапизм расцвел до таких масштабов, что неспециалисту практически невозможно отличить, где реальные научные произведения, а где псевдонаучные вариации фэнтези.
Эскапизм, среди прочего, является игнорированием навязываемых обществом устоев и правил поведения. В этом смысле он выполняет компенсаторскую функцию. В рабочее время человек вымогает взятки, а вечером по Интернету воюет созданным им героем в каком-нибудь Среднеземье, виртуально противостоит силам зла. Такая вот форма снятия стресса. Однако полностью погрузиться в вымышленные миры вряд ли возможно. И даже если поглощенный эскапизмом не может точно определиться, какая из реальностей является для него более важной, он все равно вынужден есть, пить, где-то жить, пользоваться электричеством, а значит и работать.
Человек, увлекающийся вымышленными мирами (если он не использует для усиления эффекта тяжелые наркотики), всегда имеет возможность вернуться назад, в реальный мир. Моментом, наиболее активно возвращающим к реальности, являются испытания. Или трансформация общественно-политической системы, смена модели и характера социальных связей. Как гласит один из афоризмов, революцию делают не голодные люди, а сытые, которых три дня не кормили.
Особняком стоят те группы, которые используют интернет для координации своей деятельности в реальной жизни. Например, алматинские зоозащитники почти двадцать лет боролись за то, чтобы бездомных домашних животных не уничтожали, а стерилизовали, и с этого года процесс государственной политики по собакам и кошкам начал постепенно встраиваться в цивилизованное русло. Про оппозиционные группы и движения ничего подобного сказать нельзя – полная импотенция.
Правила комментирования
comments powered by Disqus