Религиозное меньшинство признано государством, но подвергается дискриминации со стороны граждан.
33-летняя Махноз Джонмахмадова родилась в семье бахаи, но начала практиковать свою веру лишь в юношестве.
«В 15 лет я пришла к выводу, что эта вера со всем ее прекрасным учением мне очень близка, и поэтому я приняла бахаизм», - сказала она.
По различным оценкам, около 1000 последователей религии Бахаи живут в Таджикистане, основным населением которого являются мусульмане суннитского толка. Бахаи зарегистрированы правительственным комитетом по религиозным делам в качестве религиозного сообщества, им разрешено свободно исповедовать свою религию.
Но хотя государство уважает религиозные свободы бахаи, снижение уровня толерантности в таджикском обществе приводит к тому, что многие из них жалуются на дискриминацию со стороны других граждан.
Джонмахмадова сказала, что не все знакомые поддерживают её в выборе религии.
«Были люди, которые уважали мой выбор, но были и те кто, относился с фанатизмом и предубеждением ко мне как к бахаитке», - продолжила она. «Реакция людей была различна, кто-то доброжелательно спрашивал об особенностях бахаизма, кто-то даже боялся со мной поздороваться».
Ислам не признает веру Бахаи, поэтому сообщество преследуется в Иране и некоторых других мусульманских странах.
В Таджикистане есть люди, которые считают религию Бахаи несовместимой с таджикской национальностью.
Сафар Каюмов, 33-летний житель таджикской столицы, сказал, что ничего не знает о вере Бахаи и не интересуется её изучением.
«Мы - мусульманская страна, зачем нам нужны другие религии? Бахаи, христиане ... Нам не нужны. Пусть они живут и практикуют свои религии в своём обществе».
Религия Бахаи была основана Мирзой Хусейном Али Нури, известным как Бахаулла, в 1863 году на территории современного Ирана. Во всем мире насчитывают от пяти до семи миллионов последователей, которые считают Бахауллу пророком.
Первая община бахаи Таджикистана была создана в конце девятнадцатого века; главные центры бахаи находились в Самарканде, Бухаре, Истаравшане, Ташкенте, Худжанде и Душанбе.
После подавления иранской революции в первом десятилетии двадцатого века, многие бахаи бежали в Среднюю Азию.
В советское время, когда государство пропагандировало атеизм, бахаи, как и другие религиозные общины, подвергались давлению со стороны властей.
После того как Таджикистан стал независимым, общины бахаи были официально зарегистрированы в Душанбе и Худжанде.
Мехридин Холмурзоев, секретарь общины бахаи в Таджикистане, сказал, что точные данные о численности его единоверцев в Таджикистане отсутствуют.
Хотя власти относятся к сообществу с уважением, Мехридин согласен с тем, что дискриминация по-прежнему существует.
Холмурзоев сказал, что это связано с притеснениями бахаи в Иране, их собственной стране. В Иране, стране появления этой религии, около 300 тыс. бахаи подвергаются постоянным преследованиям.
Хотя в Таджикистане население исповедует ислам суннитского толка, а в Иране - преимущественно шиитского, между двумя странам и существуют тесные культурные связи.
Это приводит к появлению неправильных представлений о бахаи в Таджикистане.
«В прежние времена были случаи, когда из-за враждебности Посольства Ирана некоторые определенные лица угрожали жизни бахаитов Таджикистана и всячески вредили общине, но сейчас при помощи правоохранительных органов эта проблема решена, и подобных угроз сейчас нет», - отметил Холмурзоев.
В 2001 году в столице Таджикистана два последователя веры Бахаи были убиты в отдельных случаях. Эти убийства, по мнению властей, были мотивированы религиозной ненавистью.
Религиозный эксперт Фаридун Ходизода сказал, что таджикское общество становится менее восприимчивым к религиозным меньшинствам в результате растущего влияния радикальных суннитских движений арабского мира. Влияние этих исламистских движений продолжало расти со времени обретения независимости, и они гораздо менее толерантны к религиозным различиям, чем традиционный ханафитский мазхаб таджикского Ислама.
«Несколько раз бахаи даже жаловались на это», - сказал Фаридун. «Люди даже в Рамазан если видят, что кто-то пьет воду на улицу, кричат «Рузахур» (тадж. нарушитель поста). Это признак того, что уровень толерантности в таджикском обществе снизился».
Исфандиёр Гуломов, известный таджикский актер, обратившийся в веру Бахаи, рассказал о том, что узнавшим о его духовном поиске было трудно принять его обращение в новую религию.
Описывая недавний инцидент, он сказал: «Меня спросили: «Как вы могли перейти в другую религию, зная о том, что пророк Мухаммад является последним пророком?», «Как вы не признаете это?» Я им ответил, что если бы [спрашивающие] знали о том, что говорит пророк Бахаулло о пророке Мухаммаде, [спрашивающие] бы так не говорили».
«Но люди ведь ничего не знают об этой религии», - продолжил Исфандиёр. «Судят о том, чего не понимают и не знают».
Правила комментирования
comments powered by Disqus