В ходе визита президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Узбекистан две страны смогли решить значительную часть спорных вопросов и вывести свои отношения на новый уровень. По итогам переговоров были подписаны 27 документов о сотрудничестве в различных сферах, и среди них – договор о стратегическом партнерстве. А вот вопрос Рогунской ГЭС, рассматривавшийся многими экспертами как одна из главных тем переговоров, Ташкент и Душанбе предпочли не поднимать.
Непростая история
Еще до начала визита президента Таджикистана в Ташкент эксперты поспешили объявить его историческим.
При прежнем президенте Узбекистана Исламе Каримове отношения двух стран опустились до низшей точки. Одной из главных причин этого стали планы Таджикистана по достройке крупнейшей в регионе Рогунской ГЭС, которая должна была решить его энергетические проблемы и повысить экспортный потенциал.
Ташкент, опасавшийся остаться без поливной воды, начал давить на Душанбе с помощью транспортной блокады. Положение усугублялось нерешенностью пограничных проблем, «историческими» претензиями Таджикистана на Самарканд и Бухару, а также сложными отношениями между двумя лидерами.
Положение изменилось после того, как президентом Узбекистана стал Шавкат Мирзиёев, приступивший к кардинальному улучшению отношений с соседними странами Центральной Азии. В таджикско-узбекских отношениях эта стратегия дала довольно быстрые результаты. 9 марта этого года состоялся визит президента Узбекистана в Душанбе, по итогам которого были подписаны 27 документов о двухстороннем сотрудничестве, в числе которых – соглашение о безвизовых поездках граждан в течение 30 дней. Для стран, отношения которых временами напоминали холодную войну, этот визит стал настоящим прорывом. Большие надежды возлагались и на ответный визит Рахмона, который в последний раз посещал Ташкент с государственным визитом 20 лет назад – в 1998 г.
Договоры и регионы
Ожидания от визита во многом оправдались. По итогам переговоров в общей сложности было подписано 27 документов, затрагивающих сотрудничество двух республик в самых разных сферах. Наиболее значимый из них – договор о стратегическом партнерстве, определяющий, как поясняет пресс-служба президента Узбекистана «цели установления отношений долгосрочного и устойчивого партнерства, стратегические направления двустороннего сотрудничества». Большинство соглашений носили практический характер и касались сотрудничества в области промышленности, стандартизации и сертификации, пересечения границ, признания документов об образовании, геодезии и геологии, сельского хозяйства и культуры.
Большое внимание было уделено сотрудничеству между приграничными регионами, что в условиях границы длиной около полутора тысяч километров, этнической «чересполосицы» и наличия крупной узбекской общины в Таджикистане и таджикской – в Узбекистане особенно важно.
Пограничные вопросы вообще долгое время служили камнем преткновения в отношениях двух стран, а сама граница со времен Каримова была местами заминирована. Между тем, в ходе визита были подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурно-гуманитарном сотрудничестве между четырьмя приграничными областями: Сурхандарьинской областью Узбекистана и Хатлонской областью Таджикистана, а также узбекской Самаркандской и таджикской Согдийской областью. Примером здесь, безусловно, может служить сотрудничество между приграничными регионами России и Казахстана, которое давно является стержнем двусторонних отношений.
Экономика и энергетика
Главной же темой визита стала экономика, что отражает взаимную заинтересованность Ташкента и Душанбе в наращивании делового сотрудничества и торговых связей.
Согласно данным, озвученным узбекской стороной, в первом полугодии этого года объем двусторонней торговли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос более чем на 35%.
По итогам переговоров были заключены соглашения на сумму $300 млн. «В нашем сотрудничестве есть еще много незадействованных возможностей, – заявил на переговорах Мирзиёев, – Продолжая работу в таком темпе, вскоре доведем объем товарооборота до $500 млн. На самом деле наш потенциал – минимум $1 млрд».
Кроме того, Ташкент и Душанбе договорились ускорить совместные проекты по сборке сельскохозяйственной техники, производству строительных материалов, продовольствия, текстильной, электротехнической продукции. Впрочем, экспертов гораздо больше интересовал вопрос о том, включится ли Узбекистан в реализацию проекта Рогунской ГЭС, с которой у Таджикистана возникли большие проблемы. Но никаких сюрпризов визит не преподнес. Стороны договорились лишь о совместном строительстве на реке Зеравшан двух ГЭС суммарной мощностью 320 МВт, что на фоне Рогуна, мощность которого должна составить 3600 МВт, выглядит небольшим проектом. Деньги на строительство частично выделит Узбекистан, а вырабатываемое электричество будет поставляться в обе страны.
Проблему Рогунской ГЭС, видимо, решено не поднимать, поскольку компромисс по ней не найден. Общие же итоги визита для отношений двух стран выглядят позитивными. Снижение конфликтного потенциала и развитие торговых связей способствуют росту стабильности, что в условиях Средней Азии с ее непростой общественно-политической и экономической ситуацией является несомненным плюсом.
Правила комментирования
comments powered by Disqus