Количество наркотических веществ, произведенных и распространяемых на территории Центрально-Азиатского региона (ЦАР) растет, а их многообразие представляет собой огромный список из химических формул... Если раньше наркотики представляли собой растительную смесь из опиатов, конопли и т.п. То в настоящее время в растет популярность наркотических веществ на основе синтетики. И основным поставщиком этого «товара» является Афганистан. Для производства и транспортировки используются те же лаборатории и каналы сбыта, что и ранее. Вся инфраструктура, которая работает уже не одно десятилетие, начинает полностью закручиваться на синтетику. Все это грозит очень серьезными неприятностями прежде всего для жителей Центральной Азии.
Производство же синтетики гораздо легче, быстрее и более затруднительно для обнаружения спец.службами. Процессы (выращивание, высушивание, производство и контрабанда), которые обычно применяются для растительных видов наркотиков, значительно упрощаются. Достаточно иметь химические вещества (которые в свободной продаже в аптеке, магазинах бытовой химии), знать нужную формулу и вещество готово.
На основе имеющейся информации по Центрально-азиатскому региону наиболее распространенным синтетическим наркотиком является «экстази». Также на протяжении ряда лет было зафиксировано несколько единичных сообщений о незаконном обороте и производстве метамфетамина, появлении новых типов психоактивных веществ (НПВ) и других стимуляторов амфетаминного ряда (САР).
Незаконный оборот и употребление синтетические наркотиков
Для определения масштабов употребления синтетических наркотиков в Центральной Азии существует очень мало статистических данных. В Казахстане имеются некоторые признаки употребления САР среди студентов. Результаты опроса по употреблению наркотиков среди учащихся в возрасте от 16 до 24 лет в 2016 году показали распространенность употребления «экстази» на протяжении жизни на уровне 2,3% и употребление амфетаминов (что включает в себя только амфетамин и метамфетамин) - 1,0%, оба эти показателя выше, чем по употреблению кокаина - 0,8%, но ниже употребления каннабиса - 11,2%. Кроме того, результаты опроса за 2017 год зарегистрировали распространенность употребления транквилизаторов и седативных препаратов на уровне - 2,1%.
По мнению экспертов в 2017 году в Таджикистане было выявлено, что уровень употребления амфетамина ниже, чем уровень употребления героина, опиума и каннабиса. Кроме того, исследование по анализу социально-экономических последствий употребления наркотиков среди 3500 лиц, (г.Душанбе) выявило, что всего 2% лиц, употребляющих наркотические вещества указали «экстази», как первый тип употребляемых наркотиков, при этом 62% указали героин, за которым следуют опиум - 21% и гашиш -15%, что гораздо страшнее для будущего нации.
Недавно поступили сообщения о незаконном обороте САР в различных странах Центральной Азии. В частности некоторые сообщения о незаконном обороте указывают на то, что регион может быть пунктом транзита для САР, являющихся предметом оборота. Например, по данным властей в Таджикистане весь объем метамфетамина, изъятого в этой стране в 2015 году, поступил из Исламской Республики Иран и предназначался для дальнейшего ввоза в Казахстан, а конечным пунктом назначения была Малайзия. Власти в Таджикистане также выявили, что весь «экстази», изъятый в стране в 2015 году, поступил транзитом через Афганистан. Кроме того недавние сообщения об изъятиях указывают на то, что САР вывозятся из Европы в Центральную Азию. В 2016 году Таджикистан сообщил о изъятии 0,3 кг «экстази», который, как представляется, поступил из Европы.В 2014 году Казахстан сообщил об изъятии 63 таблеток «экстази», которые по мнению властей, поступили из Германии.
НПВ - это новые вещества, допускающие злоупотребление в чистом виде или в виде препаратов, но которые подлежат учету, в соответствии с «Единой конвенцией о наркотических средствах» 1961 года или 1971 года. Они могут представлять угрозу для здоровья населения. Термин «новые», не обязательно относится к новым изобретениям, но и к веществам, которые недавно стали доступны на рынке. При том, что первоначально сообщения об этом поступали из стран Европы и Северной Америки, появление НПВ представляет собой явление, о котором с 2009 года сообщает все большее число стран.К 2017 году НПВ стали глобальной проблемой, более 150 стран и территорий во всех регионах сообщили о появлении таких веществ. За последнее время все страны Центральной Азии, за исключением Туркменистана, сообщили УПН ООН о появлении НПВ, при этом Таджикистан оказался первой страной в регионе, сообщившей о появлении НПВ в 2013 году.За период с 2013 по 2016 гг. Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан сообщили в общей сложности о 58 НПВ. Более 43% из этих НПВ состояли из синтетических катинонов, за которыми следуют синтетические каннабиноиды, на которые приходится 38%, и фенетиламины с долей 10%.
Для контроля НПВ страны в центральноазиатском регионе приняли подход внесения веществ в отдельный перечень. Этот подход включает в себя механизм контроля веществ на индивидуальной основе, который соответствует модели международных конвенций по контролю за наркотиками, в соответствии с которым вещества контролируются после оценки их вреда для здоровья. В соответствии с этой моделью отдельные вещества перечисляются в перечнях, в которых они классифицируются, исходя из их медицинского применения, относительного потенциала злоупотребления и вероятности вызывания зависимости.
Синтетический Китай
Но если посмотреть за пределы ЦАР, то ситуация не лучше. Казалось бы благополучный в финансовом плане Китай становится рассадником синтетических смесей и веществ. Существует большой и растущий рынок для синтетических наркотиков, в частности метамфетамина. Например, начиная с 2010 года объем изъятий метамфетамина в Китае ежегодно растет с почти 10 тонн до 57 тонн в 2016 году.
В 2017 году эксперты в Китае отметили значительное увеличение употребления кристаллического метамфетамина и таблеток метамфетамина. В том же году национальные эксперты пришли к единому мнению, что метамфетамин и кетамин являются наиболее часто используемым наркотиком в Китае и Макао (Китай). Каждый год количество употребляющих этот вид наркотиков возрастает. Помимо кетамина рынок синтетических наркотиков в Китае характеризуется и наличием широкого спектра других веществ. В 2017 году спец.службы КНР провели операцию по ликвидации лаборатории, которая главным образом синтезировала синтетические катиноны 4-МЭК, метилон и синтетический каннабиноид JWH-018. По данным китайских правоохранительных органов большинство НПВ, произведенных в стране не предназначены для внутреннего рынка, а используются для незаконного оборота в другие страны, главным образом посредством международных почтовых отправлений. В какие страны Китай может поставлять такую продукцию тоже не сложно догадаться, там где активнее всего реализует свои планы по господству.
В последние годы страны ЦАР предприняли шаги, которые включали в себя законодательные меры и расширение возможностей судебно-медицинской экспертизы для борьбы с появлением НПВ. Эти усилия представляли главным образом ответные действия и значительно отличались по масштабам и срокам. Таким образом, правовые документы, а также возможности обнаруживать и идентифицировать синтетические наркотики и НПВ остались неодинаковыми по всему региону и могут иметь последствия создания лазеек, которые могут использоваться наркоторговцами.
Правила комментирования
comments powered by Disqus