Россия оснащает Центральную Азию оборудованием для мониторинга интернета и телефонов, прежде всего для борьбы с оппонентами, утверждает Access.
Питер Боргелаис (Peter Bourgelais), эксперт глобального движения за свободу интернета Access и автор нового исследования об экспорте и перепродаже российской технологии слежения странам Центральной Азии, дал новую расшифровку аббревиатуре “СНГ”.
На его взгляд, это не Содружество Независимых Государств, а “Надзирающих Государств”.
Исследование Боргелаиса охватывает четыре центрально-азиатские республики - Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, где проживают 55 млн. человек, и живут они, как он пишет, в условиях режимов, которые год за годом занимают позиции самых деспотичных в мире.
Центрально-азиатские правители пренебрегают правом людей на конфиденциальность и свободу выражений, и это положение упрочивается с помощью России, ставшей поставщиком в регион оборудования для слежения за гражданами.
Из России с любовью...
СОРМ (Система Оперативно-Розыскных Мероприятий) - российская разработка, вышедшая из недр КГБ, которая осуществляет перехват телефонных разговоров.
По данным Access, эта система была скопирована по всей Центральной Азии.
Ее новые версии, пишет Боргелаис, способны осуществлять целевое прослушивание отдельных лиц во всех разновидностях интернет и телефонных коммуникациях.
СОРМ 1 - перехватывает телефонный трафик, включая мобильные сети. СОРМ 2 - ответственен за перехват интернет-трафика.
СОРМ 3 - находится в разработке, но как рекламируют его создатели, он будет способен собирать информацию со всех средств коммуникации и хранить ее дольше - три года.
СОРМ 2 был представлен в Центральной Азии через программу МВД России.
Но кроме российских компаний деспотичным режимам в Центральной Азии помогают и западные, как шведско-финская телекоммуникационная компания TeliaSonera.
Оказание услуг спецслужбам в этих странах было условием для работы TeliaSonera.
В отчетах этой компании, на которые ссылается Боргелаис, говорится, что представители местных спецслужб имеют офисы в главных зданиях каждой телекоммуникационной компании, где и осуществляют перехват телефонных разговоров.
Но если на западные компании можно давить, выводя их на чистую воду, указывая на законы и обязательства, то на российские компании эти методы не действуют, отмечает Боргелаис.
В Узбекистан...
По данным исследования Питера Боргелаиса, спецслужбы в Узбекистане активно пользуются российскими разработками СОРМ.
Среди поставщиков такого оборудования и программного обеспечения в Узбекистан российская компания МФИ-Софт, имеющая офисы в Нижнем Новгороде и Москве.
Она производит полнофункциональные пакеты всех трех версий СОРМ, включая СОРМ-2 или «СОРМович».
Система СОРМович, согласно информации, указанной на сайте МФИ-Софт, разработана для неограниченного масштабирования для сетей любого размера.
МФИ-Софт экспортировала это оборудование в Центральную Азию через посредника, компанию ALOE Systems, передав его государственной структуре Узбекистана УЗБЕКТЕЛЕКОМ.
Далее Боргелаис пишет, что системы электронного перехвата и анализа являются не единственными продуктами, предоставляемыми российскими компаниями, которые вызывают опасения.
Компания Оксиджен Форенсикс продает пакеты инструментов для мобильной криминалистики, которые органы юстиции могут использовать для получения практически любой информации, сохраненной на конфискованных телефонах.
Один из торговых посредников Оксиджен, компания Softline, имеет представительства во всех странах Центральной Азии, включая четыре офиса в одном только Казахстане.
Компания Softline напрямую продает пакеты для судебно-технической экспертизы на сайте Allsoft.uz, узбекской версии вебсайта одной из дочерних компаний.
Центр речевых технологий (ЦРТ) - расположенная в Санкт-Петербурге компания, специализирующаяся на экспертизе фонограмм речи, также осуществляла деятельность в Узбекистане, говорится в докладе Access.
“Узбекские государственные службы безопасности способны осуществлять перехват телефонных коммуникаций, осуществляемых посредством стационарных телефонов, просматривать интернет-трафик, слабоструктурированные данные, такие как SMS, MMS и посты на форумах, а также осуществлять автоматизированное распознавание голоса и лиц. У них также есть некоторые возможности слежения за мобильными коммуникациями”, - резюмирует Питер Боргелаис.
“Клеймить и позорить”
Центральная Азия в целом, по мнению автора исследования, является один из “запущенных регионов” в глобальном движении за свободный и безопасный интернет.
Но, как считает Боргелаис, не все потеряно. Российские компании, поставляющие оборудование в Центральную Азию, имеют партнеров на Западе, а российское правительство ищет инвестиции в технологический сектор.
Можно найти западных партнеров и инвесторов в Россию, чтобы через них оказывать давление на российские компании.
Другим средством противостояния “прослушкам” могут стать исследования в области перехвата информации, а также разработки своих систем, способных обнаруживать, что за твоей коммуникацией следят.
Система Layer8, над которой в настоящее время работает Freedom House, может стать ответом на несанкционированное вмешательство в свободу коммуникаций жителей Центральной Азии.
Питер Боргелаис допускает также возбуждение уголовных дел против компаний, торгующих оборудованием слежения, так как они понимают, куда их продукция идет и для чего используется.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
СНГ - Содружество Надзирающих Государств. Россия оснащает Центральную Азию оборудованием для мониторинга интернета и телефонов
Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович59 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович49 лет
Дни рождения:
81-е
место занимает Кыргызстан в мировом рейтинге рабства «Global Slavery Index-2013»
Правила комментирования
comments powered by Disqus