Очередное изменение курса национальных валют привлекло широкое общественно внимание и вновь заставило задуматься над вопросом – возможно ли отказаться от доллара на пространстве Евразийского экономического союза, может ли единая валюта оживить экономику и насколько эта идея привлекательна для Казахстана.
Эти и другие вопросы ИАЦ МГУ обсудил с Петром Своиком, политологом и публицистом.
- Что может стать толчком к созданию общей валюты? Чего мы ждем? О новой валюте говорят давно, эту идею практически на каждой встрече на высоком уровне озвучивают, но все равно она никуда не идет.
- Сейчас ЕАЭС – это пространство с убранными таможенными границами, но с разными, и по-разному плавающими относительно заокеанской валюты курсами, с разными фискальными, бюджетными и прочими политиками и вообще без инвестиционной политики. И толчком к реальной интеграции скорее всего, станет не катастрофа, надеюсь, но какие-то серьезные неприятности.
- Что может стать этими неприятностями? Если все-таки введут новые санкции против России? Вы это имеет в виду под крупным кризисом, или что-то другого порядка?
- Сценарий трудно расписывать, но тем не менее...
Могут ли взаимоотношения России с Америкой или внутри долларовой системы вернуться в прежнее благостное состояние? Ответ на этот вопрос, разумеется нет, это исключено. Может ли эта ситуация по крайней мере не усугубляться?
Санкции отменять не будут, но и добавлять не будут. Ответ - такая ситуация может быть исключительно кратковременной. Это как балансировать на проволоке. Даже цирковой артист на проволоке может что угодно делать, но жить на ней, спать на ней нельзя. Так и тут. Ситуация должна иметь свое развитие. А какое развитие? То, которое сейчас происходит.
То есть усугубление санкций, переход санкций от персональных к системным, то есть препятствование долларовым расчетам, например, препятствование вкладыванию в российский госдолг и т.д. То есть на самом деле пришла пора рождаться новому организму. Да, в больших муках и больших страхах, с очень сильным потрясением организма, но родится, никуда не денется. То есть чем жестче будут препятствия к долларовым расчетам, тем быстрее будут возникать недолларовые системы.
А возникновение недолларовых систем расчетов, по крайней мере те, которые будут внутри наших стран, Казахстана и России, оно первым делом поставит на повестку вопрос - а к чему мы будем теперь привязывать рубль и тенге? Вчера мы к доллару привязывали, была очень понятная связка. Рубль мы цепляем к доллару, а тенге мы цепляем к рублю. Так сейчас и тянется. А, допустим, доллара нет. Можно, конечно, пойти на поклон к Китаю, привязаться к юаню. Но это значит заранее сменить одного хозяина на другого. Уже наверняка на это российские и казахстанские элиты не пойдут. А к чему цепляться?
Да хоть к золоту. Мало ли. Технических решений сколько угодно, они очевидны. Давайте к золоту, давайте кто-нибудь скажет к киловатт-часу, у нас общая энергосистема же, очень удобно и универсально, договоримся, что столько-то киловатт-часов равны отныне и на тысячу лет вперед тонне нефти, тонне чугуна и тонне зерна. То есть к чему-то материальному из того, что находится в общем обороте. На самом деле золото, конечно.
Но важно не только как мы будем сцеплять свои валюты для взаимной торговли, но и к чему мы привяжем внешнюю экономическую деятельность? К какой валюте? Отсюда же сразу вытекает простая идея, что, прежде всего, надо сделать свою общую валюту внутри, а уже только относительно нее решать следующие вопросы. И вообще если мы отменили внутренние таможенные границы и образовали единую внутреннюю торговую границу, то иметь на этом общем пространстве разные валюты, еще и по-разному плавающие относительно чего-то там не евразийского, вообще говоря, это шизофрения, плюрализм мыслей в одной голове. Экономически это никак не объясняется. Политически да.
- Но отрицать роль политического фактора в решении экономических вопросов нельзя. Для создания единого валютного пространства нужна очень сильная политическая воля.
- Надо слушать нашего президента [Н.Назарбаева – ред.]. Помимо знаменитого выступления на площадке МГУ им. Ломоносова еще в 1994 году, надо вспомнить и более свежие вещи.
В феврале 2009 года, когда мировой кризис еще только начал сглаживаться, Назарбаев, не где-нибудь, а в «Российской газете» опубликовал статью «Ключи от кризиса». Потрясающая статья. Он в пух и прах разбил мировую долларовую систему, назвав ее недемократической, нецивилизованной, неправовой. А что он предложит взамен? Он предложил единую валюту, функционирующую на основании наднационального закона, который подпишут большинство глав мира…
С точки зрения возможности осуществления такой схемы в мировом масштабе это, конечно, фантастика неосуществимая. Хотя тогда такие попытки были.
Говорят, что Стросс-Кан разрабатывал проект банка банков, который бы распределял эмиссию между государствами. У него не получилось – это была утопия, но сама суть может стать принципом существования валюты Евразийского союза.
Давайте откроем статью президента Назарбаева и тот рецепт, который он предлагал в целом для мира, фантастический рецепт, переведем на Евразийский союз, и он становится абсолютно прагматическим, понятным и вполне исполнимым. Договор об общей валюте подписывают 4-5 президентов, ратифицируют 4-5 парламентов, и вперед.
Но нужно делать ставку не только на валютную составляющую, но инвестиционно-кредитную - собственные кредиты, собственные программы развития.
- Вроде же собираются делать единый банк
- У нас сейчас есть общий Евразийский банк развития, который мало что решает, потому что нет ресурсов. То есть ни в России, ни здесь нет своего инвестиционного ресурса. Все ресурсы только долларовые.
Нужен банк банков из его статьи «Ключи от кризиса». Это не коммерческий банк, это центральный банк, обладающий правом эмиссии. Из этого, кстати, права эмиссии, если его по дурному не превратить в источник инфляции, как это бывало, из права эмиссии вообще вытекает совсем другая курсовая политика как таковая. Вот это плавание местной валюты против доллара вообще исключается. Если появляется на территории эмиссионный банк, то валюта внешних экономических операций по сравнению с валютой внутренних экономических операций не должна туда-сюда колебаться. Она становится фиксированной. Это все и должен делать общий банк.
Причем Россия поддерживает, что он должен базироваться здесь - в Алматы. Мы это тоже поддерживаем. Вы не возражаете, что это идея принадлежит президенту Казахстана. Осталось еще напомнить, оживить ключи от кризиса. Что сейчас делает товарищ Трамп? В чем его сверхзадача? Его сверхзадача, которую только мы – в нашем с Вами разговоре – понимаем, это детально, по каждому пункту доказать и проиллюстрировать правоту президента Назарбаева 2009 года. Я серьезно: открываем «Ключи от кризиса» и читаем, там все про сегодняшнего Трампа.
Правила комментирования
comments powered by Disqus