14 сентября 2018 года был опубликован ежегодный глобальный Доклад о человеческом развитии.
Норвегия, Швейцария и Австралия возглавили рейтинг стран по индексу человеческого развития – интегральному показателю, оценивающему достижения стран в образовании, здравоохранении и уровне жизни. Худшие места в рейтинге заняли Южный Судан, Центральноафриканская Республика и Нигер.
Все больше стран входят в категорию стран с очень высоким уровнем человеческого развития. В 2017 году таких стран стало 59, и только 38 стран из 189 попадают в категорию с очень низким уровнем низкого человеческого развития.
Доклад выделяет следующие глобальные тенденции: наблюдается увеличение индекса человеческого развития, и все больше стран входят в категорию стран с очень высоким уровнем человеческого развития. В 2017 году таких стран стало 59, и только 38 стран из 189 попадают в категорию с очень низким уровнем низкого человеческого развития (в 2010 году это количество составляло 46 и 49 стран соответственно).
Наибольший прогресс за последние пять лет показали Ирландия, Турция и Доминиканская Республика, которые улучшили свои позиции в рейтинге на 11 и 8 пунктов. Страны, вовлечённые в военные конфликты, показывают самый большой регресс. Сирия, Ливия и Йемен ухудшили свои позиции более чем на 20 пунктов за последние пять лет.
Регион Европы и Центральной Азии (ЕЦА), в который входят пять центральноазиатских стран, является регионом с самым высоким уровнем человеческого развития, где среднее значение индекса человеческого развития (ИЧР) составляет 0.771. В регионе ЕЦА также отмечается самое низкое значение уровня потерь в человеческом развитии за счет неравенства – только 11.9%. Кроме того, по гендерному неравенству отмечается большой прогресс, несмотря на то, что средний процент экономического участия женщин гораздо ниже, чем у мужчин – 45.5 против 70.3%, а представленность женщин в парламенте и того ниже – 20.7%.
Высокий уровень человеческого развития в регионе ЕЦА в первую очередь характерен для стран Европы, а не Центральной Азии.
Страны Центральной Азии также показывают прогресс по уровню человеческого развития, но этот прогресс происходит очень умеренными темпами. В среднем за последние пять лет ИЧР в странах Центральной Азии возрастал менее чем на 1% ежегодно.
Наибольшего прогресса в 2017 году добились Кыргызстан и Узбекистан, где значения ИЧР выросли на 4% по сравнению с 2012 годом.
По уровню человеческого развития, Казахстан занимает первое место среди стран Центральной Азии и 58 место в мире, являясь при этом единственной страной региона, входящей в категорию стран с очень с высоким уровнем человеческого развития. Все остальные страны расположены во второй сотне рейтинга. При этом, положения в своем рейтинге по сравнению с 2016 годом страны практически не улучшили – Таджикистан остался на том же месте, Казахстан и Узбекистан улучшили свои позиции только на 2 пункта, а Кыргызстан и Туркменистан, напротив, ухудшили.
Показатели уровня здравоохранения и образования – ожидаемая продолжительность жизни при рождении и ожидаемое количество лет обучения – являются высокими в странах центральноазиатского региона, при этом уровень жизни, измеряемый в ВНП (валовый национальный доход) на душу населения, значительно отстает от развитых стран. В особенности это касается стран, не экспортирующих энергоресурсы (Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан). Их рейтинг по доходу гораздо ниже, чем общее значение индекса человеческого развития – Узбекистан занимает 124 место среди 189 стран, Таджикистан и Кыргызстан 152 и 154 места соответственно.
Социальное неравенство заметно сдерживает прогресс в человеческом развитии.
Индекс человеческого развития, скорректированный с учетом неравенства, который учитывает внутреннее неравенство в образовании, здравоохранении и распределении дохода, показывает процент потерь в индексе человеческого развития за счет имеющегося неравенства. Наибольшие потери в человеческом развитии за счет неравенства демонстрируют Таджикистан – 13.6%, Узбекистан – 15.8% (2015 г.) и Туркменистан – 18.5%. В Казахстане и Кыргызстане ухудшение человеческого развития за счет неравенства не превышает 10% и составляет 7.9% и 9.8% соответственно.
В отношении индекса гендерного неравенства, который учитывает гендерное неравенство в образовании, здравоохранении, политическом и экономическом участии, Центральная Азия, за исключением Кыргызстана, находится на относительно высоких позициях в мире. Это обусловлено высоким уровнем образования среди женщин и относительно множества других стран высокими квотами для женщин в парламенте. В случае с Казахстаном – это еще и низкий уровень материнской смертности.
А вот Кыргызстан, занимающий 91 место в мире, имеет самый высокий уровень материнской смертности (76 на 100,000 родившихся против 12 в Казахстане), а также очень высокий разрыв в экономическом участии женщин – 48% у женщин против 76% у мужчин. При чем, за последние 5 лет именно Кыргызстан очень сильно ухудшил свои позиции по индексу гендерного неравенства – страна опустилась на 27 позиций.
Региональный анализ человеческого развития показывает, что положительные сдвиги происходят. При этом существуют страны, где опережающее значение для человеческого развития имеет экономический рост, и к этим странам относятся в основном экспортирующие энергоресурсы экономики – Казахстан и Туркменистан, а для остальных стран – наоборот. Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан удерживают более высокие позиции в социальном развитии, но теряют места в рейтингах за счет низкого экономического развития и усиления социального неравенства.
Правила комментирования
comments powered by Disqus