На пленарном заседании в четверг, 27 сентября, депутаты сената рассмотрели в двух чтениях проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений»
Министр общественного развития Дархан Калетаев, представляя депутатам законопроект, пояснил, что один из блоков поправок направлен на «недопущение использования религии в деструктивных целях».
- В частности, вводятся новые понятия: «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм». Введение этих понятий, а также запрета на распространение идеологии деструктивных религиозных течений, их атрибутов и внешних признаков даст возможность противодействовать проникновению в общество чуждых нашей стране идеологий, - сказал он.
Также предусмотрен запрет на использование и публичную демонстрацию атрибутов и внешних признаков деструктивных религиозных течений. За нарушение этого требования предусматривается ответственность: предупреждение либо штраф в размере 50 МРП для физических лиц, 100 МРП - для юридических лиц.
- Введение таких мер требуется для безопасности граждан. Такие нормы действуют в законодательствах Бельгии, Франции, Болгарии, Австрии и ряда других государств. Эта норма не связана только с религией, поэтому она вводится в закон «О профилактике правонарушений», - заявил министр.
Второй блок поправок конкретизирует права и обязанности субъектов религиозной деятельности. Во-первых, предлагается базовое регламентирование поведения государственных служащих: не использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений; не принуждать подчинённых к религиозной деятельности; не выступать инициатором или членом религиозного объединения. Аналогичные ограничения предложено распространить и на работников организаций, финансируемых из государственного бюджета, средств Национального банка. Министр подчеркнул, что эти нормы «не задевают базовых прав данной категории граждан в области религии, например совершение или участие в религиозных мероприятиях и ритуалах в нерабочее время».
Законодательно вводятся функции местных исполнительных органов по мониторингу религиозной ситуации. Как пояснил Калетаев, сегодня управления по делам религий акиматов областей, городов Астаны и Алматы имеют право изучать религиозную ситуацию, а также деятельность религиозных объединений, миссионеров, духовных организаций образования, действующих в регионе. Но на районном уровне такие полномочия отсутствуют. «Тогда как районные акиматы занимаются вопросами в сфере религии, в том числе проводят анализ религиозной ситуации в регионе, составляют протоколы об административных правонарушениях», - объяснил он.
Третий блок включает поправки, призванные сделать проще и понятнее работу религиозных объединений. Во-первых, предусмотрено упрощение требований для регистрации региональных религиозных объединений - для создания такого объединения достаточно представителей местных объединений из одной области.
В Административный кодекс по нормам, предусматривающим ответственность в сфере религиозной деятельности (ст.490 КоАП), впервые вводится «предупреждение».
Во-вторых, включаются в законодательство нормы, обеспечивающие равные права всех граждан, в том числе как верующих, так и неверующих, вне зависимости от религиозных взглядов.
- Этого требуют международно-правовые обязательства Республики Казахстан. Замечание в этой части давал Комитет ООН по правам человека, - пояснил министр. - В-третьих, повышается защищённость несовершеннолетних от незаконного вовлечения в религиозную деятельность. Предлагается нормативно закрепить, чтобы детей и подростков не привлекали к обрядам и церемониям без согласия их родителей или законных представителей.
Также законопроектом предлагалось упорядочить процессы получения религиозного образования за рубежом. В частности, планировалось разрешить получать гражданам духовное (религиозное) образование за рубежом только в случае, если высшее духовное образование уже получено в Республике Казахстан. Исключением планировалось определить случаи, когда обучение проводится по международному договору или же если религиозное объединение не имеет организаций образования в нашей стране. Однако сенаторы эту норму не поддержали и предложили исключить её. В пояснении к предложению депутатов говорится, что исключение нормы сделано «в целях недопущения ограничения права граждан на получение высшего духовного образования».
- В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Конституции каждый имеет право выезжать за пределы республики. Граждане республики имеют право беспрепятственного возвращения в республику, - отмечают сенаторы.
Согласно законотворческой процедуре, с поправками сената должны согласиться депутаты мажилиса. И в случае их одобрения закон будет считаться принятым парламентом в целом.
Правила комментирования
comments powered by Disqus